День Лачплесиса в Латвии отмечают в честь победы латвийской армии над западной добровольческой армией, или войсками Бермондта, 11 ноября 1919 года. Однако для большинства населения дата не имеет значения, а история праздника искажена в учебниках, рассказал в беседе с Baltnews латвийский историк и координатор Совета общественных организаций Латвии (СООЛ) Виктор Гущин.
"В истории независимой Латвии должны быть какие-то символические даты. Не исключаю, что вокруг даты 11 ноября, впрочем, как и вокруг 18 ноября, много мифологии. Утверждается, что 11 ноября 1919 года молодая армия Латвийской Республики окончательно разгромила армию Бермондта. Эта победа закрепила успех Латвии как государства и способствовала дальнейшему признанию Латвийской Республики в 1920 году", – сказал Гущин.
"Как мне представляется, не все факты, связанные с ноябрьскими событиями, интерпретируются в новейшей истории достоверно. Речь идет о том, что в боях за Елгаву в ноябре 1918 года армия Бермондта якобы сознательно уничтожила крупнейшие архитектурные памятники города, включая Елгавский дворец, "Академию Петрина" и железнодорожный вокзал", – добавил историк.
В то же время представляется сомнительным тот факт, что отступающая армия тратила время на подрыв архитектурных памятников, подчеркнул Гущин.
"Однако мне в это не верится: зачем в момент отступления от Риги Бермондту-Авалову нужно было минировать и закладывать динамит в крупнейшие памятники архитектуры, чтобы их подорвать".
"В 20-ых годах в Германии вышли воспоминания Николая Бережанского – одного из работников службы печати при армии Бермондта-Авалова. Он высказал иную версию этих событий: в момент наступления на Елгаву латвийская армия с трех сторон начала обстрел из артиллерийских орудий. Именно этот обстрел привел к тому, что Елгавский дворец и "Академия Петрина" были очень сильно разрушены. В новейшей истории Латвии об этом нельзя нигде узнать и прочитать", – привел аргумент латвийский историк.
В то же время учебники истории, по которым обучаются в Латвии, интерпретируют факты иначе, возвышая подвиги латвийской армии в победе над Бермондтом.
"Речь идет лишь о том, что героическая латвийская армия победила армию Бермондта-Авалова, тем самым заложила основы независимого латвийского государства. Сегодня ведется информационная война, многие события извращаются, трудно понять где правда, а где ложь. Также произошло и с историей Первой мировой войны. Я не исключаю, что со временем эта дата – 11 ноября – может быть интерпретирована по-другому", – указал Гущин.
Как воспринимают День Лачплесиса в Латвии?
Игорь Гущин указал, что для большей части латвийцев День Лачплесиса не является праздником, русскоязычные памятную дату игнорируют:
"Для абсолютного большинства населения Латвии, а для русскоязычной его части точно, эта дата не значит ничего. В допандемийный период городское самоуправление устраивало массовые шествия школьников, в принудительном порядке [они шли] к памятнику Лачплесиса и зажигали там свечи, возлагали цветы".
"Думаю, что и для значительной части латышей дата 11 ноября мало что значит. Для русскоязычной Латвии, как мне представляется, эта дата не значит ничего", – констатировал эксперт.