Рижский окружной суд рассмотрел апелляцию Владимира Линдермана, которому 21 июня была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей в Рижской центральной тюрьме. Чуда не произошло – апелляция была отклонена, оппозиционный латвийский журналист оставлен под арестом.
Как рассказала журналистам адвокат Елена Квятковская после окончания судебного заседания, слушания проходили в закрытом режиме. Хотя самого подследственного в суд даже не привезли, он принимал участие удаленно по видеосвязи.
Эта практика – общаться с подследственными удаленно – в латвийских судах была принята на вооружение во время недавней пандемии, но, как видим, пришлась властям по вкусу и в нынешние непростые времена. Да и с бензином, наверняка, в тюремном ведомстве проблемы, как и везде.
Что касается сути, то, как стало известно из краткого комментария адвоката, статья, которая вменяется в вину Владимиру Линдерману, осталась прежней – "оправдание геноцида, преступления против человечности, преступления против мира и военного преступления". Максимальный срок наказания – 5 лет лишения свободы.
Так как заседание было закрытым, Елена Квятковская не смогла ответить на вопрос журналистов, чем же вызвана необходимость держать в тюремных условиях 64-летнего и не очень здорового журналиста, как какого-то опасного террориста.
Почему хотя бы на время следствия к нему нельзя было применить иную меру, не связанную с лишением свободы? Хотя даже обвиняемых в гораздо более тяжких преступлениях и то, порой, отпускают под подписку о невыезде. Причина суровости латвийской Фемиды по отношению к оппозиционному журналисту осталась покрытой тайной.
Теперь вопрос об изменении меры пресечения Владимиру Линдерману может быть рассмотрен судом только в двадцатых числах августа, когда пройдет два месяца со дня его ареста. В общем, прощай, лето!
А между тем из Рижской тюрьмы новости от Владимира Ильича пришли почти, словно из 1937-го. Мало того, что опального журналиста упрятали за решетку, по сути, за инакомыслие, так, вчера следователь еще и вынес запрет на связь Линдерман с внешним миром – на переписки и звонки. Берия был бы в восторге.
Значит, писем от Ильича и его ярких полемических статей мы пока не увидим. Основание – идет следствие. Но реальная причина, скорее всего, в публикации статьи Владимира Линдермана "На каком правовом основании СГБ штампует по статье 74". Она была отправлена автором из Рижского "централа".
В этой публикации журналист по косточкам разбирает данную статью Уголовного закона Латвии, которую сегодня как раз пытаются натянуть на него самого и еще нескольких блогеров, активистов или вообще случайных людей, имевших неосторожность высказать свое личное отношение к современным горячим геополитическим событиям в мире. Даже не в Латвии…
Думаю, именно выход Линдермана на латышскую аудиторию, да еще на портале скандально известного "разоблачителя" всякого рода политических авантюристов оппозиционного журналиста Лато Лапсы, который и сам не раз подвергался гонениям со стороны спецслужб, и вызвал негодование следователя. И его начальников.
Все последние годы Линдерман в латышских пабликах изображался только в виде главного врага Латвии, эдакого злобного демона-клеветника, по которому "тюрьма давно плачет". А тут вдруг такая юридически грамотная и аргументированная статья, с которой сложно поспорить и которая заставляет задуматься даже простых обывателей – а не хотят ли нас всех вернуть в "сталинские времена"? Когда по любому доносу людей отправляли в тюрьму, тысячами осуждали их по 58 ст. за "Антисоветскую деятельность". И тоже без права переписки, отправляли в ссылку, а то и ставили к стенке..
Недаром статья Линдермана вмиг разлетелась из тюрьмы по социальным сетям и электронным ресурсам. Но как же так? В европейской демократической Латвии никто не имеет права нарушать ст. 100 Конституции ЛР. А она гласит: "Каждый имеет право на свободу слова, которая включает в себя право на получение, владение и распространение информации, высказывание своих взглядов. Цензура запрещена".
Адвокат Елена Квятковская, представляющая интересы Владимира Линдермана, считает запрет на переписку незаконным, в связи с чем она уже подала жалобу надзирающему за следствием прокурору и следственному судье.
Есть, правда, и хорошие новости. Сегодня утром друзья Ильича еще успели передать ему чистую одежду, личные вещи и заказанные им книги – Виктора Пелевина, Кадзуо Исигуро, Альбера Камю. В камере больше семи книг держать нельзя.
Такая вот "Чума" творится…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.