Книга Зиедониса Силиньша "Записки латышского легионера" неожиданно стала бестселлером в рижских книжных магазинах, сообщил портал Delfi. Автор – латыш, мобилизованный в латышский легион Ваффен СС, прошедший фронт, Kampfschule (немецкий штрафбат) и лагеря ГУЛАГ, призванный на службу уже в Советскую Армию, в стройбат войск НКВД и работавший на восстановлении Таллина.
Историк Армен Гаспарян в разговоре с Baltnews допустил, что причина популярности книги может заключаться в языке, на котором она издана:
"Бестселлерство" может объясняться тем, что это пока одна из немногих книг о латышских легионерах, которая издана на русском. Такие книги в Латвии, Эстонии и Литве издаются исключительно на местных языках. Когда ориентируются на Запад – будет публикация на английском языке", – отметил он.
Гаспарян рассказал, что книгу Силиньша читал:
"…И она достаточно заунывная. Целый ряд авторов гораздо более эпично описали свои злоключения", – сказал историк.
По его словам, многие ошибочно полагают, что большинство русскоязычных отрицают факт мобилизации в Латышский легион СС:
"Я уже наткнулся в интернете на обсуждение, мол, "конец глобальной путинской лжи" – вот они, мобилизованные! А в чем здесь "глобальная путинская ложь"? О том, что там был разный контингент, еще писал генерал-инспектор Латышского легиона СС – кстати, генерал-лейтенант Русской императорской армии – Рудольф Бангерскис. Здесь никакой тайны нет", – подчеркнул Гаспарян.
"Первое – никто и никогда из вменяемых людей не отрицал, что далеко не весь латышский легион состоял из фрайвиллингов. Добровольцами были шуцманы в основном. Был процент людей насильственно мобилизованных. В подавляющем большинстве случаев их потом фильтровали, и Великую Отечественную войну они заканчивали уже в составе РККА. Ко многим из них не было ни единой претензии", – добавил он.
Это было очень распространенное явление, отметил историк.
"Второе – то, что люди, служившие в Латышском легионе СС, совершили много преступлений против человечества – это тоже правда. Надо подходить дифференцированно и разбираться с каждым отдельно взятым человеком", – сказал Гаспарян.
"Жанр, в котором пишет автор книги, я для себя называю "то, что сохранила мне память". Ему не нравится вообще в принципе ничего. Надо показать, что ты вот сам был весь такой демократический, а тут война – и тебя призывают бегать-убивать. Жанр стал невероятно популярным за последние 15 лет – вот это вечное нытье", – добавил он.
В Прибалтике, по словам Гаспаряна, существует "две линии обороны" исторической памяти:
"Первая – это глорификация эсэсманов. Но есть вторая, она звучит следующим образом: это были несчастные люди, которых злая судьба загнала в немецкую армию, поскольку надо было защищать свободу и независимость Латвии, а других союзников, в общем-то, и не было. Вторая линия обороны наступает тогда, когда им в нос тычут всеми документами о военных преступлениях, добровольцах, геноциде. В "Записках" автор ноет всю книгу. Ему без разницы – ему все неугарно в жизни. Вот он брюзжит. Яркий пример второго подхода", – заключил историк.
Преступления Легиона
Вскоре после начала оккупации Латвии нацистами на ее территории была сформирована команда Арайса – отряд латышей-добровольцев, занимавшихся истреблением латвийских и белорусских евреев. Это подразделение возникло по большей части совершенно самостоятельно и подчинялось службе безопасности рейхсфюрера СС. В конце войны отряд влился в латышский легион.
Их было немного – на пике количество участников достигло чуть более 1000 человек, пишет "Русская семерка". Однако относительная малочисленность компенсировалась чрезмерным рвением – они были отъявленными антисемитами и вдохновленными нацистами. Зачастую эта команда убивала евреев самостоятельно, без указания немцев, что не могло не нравиться нацистскому руководству.
Нацисты хвалили латвийский народ за "пробуждение расового сознания", но не считали латышей "арийцами", поэтому поначалу относились к инициативе создания латвийских частей СС скептически. Поражения на фронте вынудили немцев пойти на это.
Проблемы возникли уже на этапе формирования "добровольческого" латышского легиона. Связано это было с тем, что вся "добровольность" заключалась в свободе выбора занятия в нацистской армии. Поэтому призывники часто сбегали из частей, а порой саботировали работу нацистского руководства и даже пели советские песни. Но тех, из кого все же удалось собрать армейское подразделение, умелые нацистские психологи превратили в жестоких и верных убийц.
Самым страшным преступлением латышского легиона считается карательная операция "Зимнее волшебство", проведенная ими совместно с украинскими частями и немецкими айнзацкомандами в северной и западной Белоруссии в начале 1943 года. Целью этой операции было очищение белорусских земель от партизан.
Нацистские отряды входили в деревни и расстреливали всех взрослых мужчин. Обосновывалось это "подозрением в сотрудничестве с партизанами". Детей и женщин отправляли на принудительные работы. Немцы, украинцы и латыши часто сжигали людей заживо, запирая их в деревянных домах. "Аргументы и Факты" утверждает, что во время операции было сожжено несколько сотен деревень, 12 тысяч человек были сожжены заживо, еще 15 тысяч – отправлены в рижский концлагерь Саласпилс.