В августе 1945 года на стол начальника политуправления группы советских оккупационных войск в Германии легло донесение о тяжелом ранении американскими солдатами майора Михаила Коломойца, рассказывает "Русская семерка". Это случилось еще в конце июля.
Отпущенный в город Коломоец с двумя сослуживцами отдыхали в специальной комнате при вокзале. Они сели ужинать, когда в комнату вошел американский майор Смит с четырьмя рядовыми и потребовал освободить комнату, сдав оружие. Коломоец выпроводил американцев, напомнив, что русские играли главную роль в разгроме Германии, поэтому оружие уж точно не отдадут.
Вскоре к американцам прибыло подкрепление на двух бронемашинах и трех автомобилях "Виллис". Сослуживцев Коломойца стали обыскивать, а американский рядовой Де Фалико открыл стрельбу из автомата по майору, не пожелавшему остановиться. В результате Коломоец был ранен в живот, и американцы увезли его в свой госпиталь. Там пациент отказался от помощи, добившись отправки к советским врачам. Однако операция в госпитале Красной Армии в Карлхорсте уже не помогла – днем 2 августа русский офицер скончался.
Американцев не предали суду и никак не наказали.
Этот случай был не единственным. За июль-август 1945 года в столкновениях с американцами ранения получили шесть красноармейцев. В большинстве случаев причина заключалась в их отказе подчиняться командам американцев. Например, русские бойцы Аникин и Климов, гулявшие по улице после распития вина на Потсдамском вокзале, были ранены при оказании сопротивления патрульным. Все раненые остались живы.
Советское командование многократно поднимало вопрос о "вызывающем поведении" американцев и фактах применения оружия против солдат и офицеров Красной Армии. Генерал Фрэнк Паркс, пообещавший разобраться в этих инцидентах, припомнил американскую поговорку: "Кто первый вынет пистолет, тот будет долго жить". Никто из американцев ответственности не понес.