В 1894 году, а именно 23 июня, в актовом зале Сорбонны свершилась история – барон Пьер де Кубертен возродил грандиозное спортивное событие, Олимпийские игры.
"Рукопожатие через века", – так образно выразился барон в день, когда его великая идея воплотилась в жизнь:
"Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, представляемых возрождением Олимпийских игр, как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни".
Но если бы Кубертен увидел, во что превратится Олимпиада спустя сто с лишним лет, он бы выбежал из зала Сорбонны в тот же день, отказавшись от реализации своих великих идей, или начал бы поиск эликсира бессмертия, чтобы защитить олимпийское движение от политиков, денег и откровенного негодяйства:
"Мы, я и мои друзья, не для того приложили столько усилий к возрождению для вас Олимпийских игр, чтобы они могли превратиться в музейный экспонат или зрелище вроде кино, чтобы финансовые или предвыборные интересы возобладали в них. Возвращая к жизни институт, начало которому было положено 25 столетий тому назад, мы хотели, чтобы вы могли обратиться в спортивную веру, как ее понимали наши великие предки".
В 2021 году эти слова звучат по-особенному.
Олимпиада в Токио превратилась в настоящий цирк, который очень далек от того, что из себя представляют Олимпийские игры. Великие предки делали спорт подобным искусству. "Великие" последователи сделали из спорта арену для политических разборок, извратив саму идею олимпизма.
Безусловно, влияние политического фактора так или иначе было всегда. Однако окончательно сделать спортсменов инструментом политической пропаганды удалось, по-видимому, только в 2021 году.
Олимпиада в 2021 году – это начало конца Олимпийским играм, которые раньше с нетерпением ждали и смотрели во всем мире.
Парадокс в том, что, включив трансляцию любого соревнования, даже максимально далекий от спорта и политики человек сразу разберется, что к чему: права каких меньшинств теперь правильно защищать, какие проходят политические акции, против каких стран идет демарш, кто претендует на место гегемона в мире и так далее.
Получатся, что на главном спортивном событии мира спорту отведено второстепенное значение. На первом месте – политика, пропаганда, деньги и скандалы.
Во всей этой политической каше варятся спортсмены, среди которых большинство остается приверженным олимпийским идеалам. Но как играть честно, если тебе подбросили фальшивые кости, а правила игры меняются в процессе? На этот вопрос, выступая в Токио, спортсмены со всего мира отвечают каждый день, пытаясь оставаться чистыми от летящих комьев грязи.
"Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне", – писал Кубертен.
Олимпиада в Токио – это не про "make love, not war". Это про другое.
Про что "Олимпиада 2020"
Олимпиада 2020 – это про команду Олимпийского комитета России (ОКР). Про концерт Петра Чайковского вместо российского гимна.
Про клевету и обидные намеки в адрес российских атлетов. Про скандал с белорусской спортсменкой Кристиной Тимановской. Про выступление первой в истории Олимпийских игр женщины-трансгендера.
Про китаянок, которые вышли на подиум после победы в командном спринте со значками Мао Цзэдуна и теперь рискуют лишиться медали, в то время как американская толкательница ядра Рэйвен Сондерс во время церемонии награждения скрестила руки над головой, демонстрируя "перекресток, где встречаются все угнетенные", но ее медали пока ничего не угрожает.
И где во всей этой куче политического мусора людям разглядеть спорт, красоту или, по задумке Кубертена, "благородство помыслов и моральной чистоты, настойчивости и энергии"?
Судя по снижению популярности просмотра Олимпиады, о чем уже свидетельствуют результаты телерейтингов, интерес к играм серьезно поугас.
Например, в США телевизионную трансляцию церемонии открытия Олимпиады в Токио посмотрели, в общей сложности, менее 17 млн человек. Это на 36% меньше зрителей, чем во время открытия Игр в Рио в 2016 году. Это самая маленькая аудитория подобных церемоний за последние 33 года.
Видимо, все уже разобрались, что к чему, и наблюдать за театром абсурда желания особого нет. Люди желают спорта, а получают политические баталии на фоне олимпийских колец.
Если Кубертен не был пророком, то природу людей и их умение все извращать он понимал хорошо. Поэтому высказанную им почти полвека назад мысль сейчас можно повторять как мантру:
"То, что удалось один раз, еще должно утвердить себя. Подтвердить право на существование. Впереди не праздники. Впереди борьба".
Правда в том, что борьба и дальнейшая судьба олимпийских игр видятся всем по-разному.
"Имидж Олимпийского движения сильно пошатнулся, при этом его престиж по инерции еще сохраняется. Еще ничего не потеряно, но Международный олимпийский комитет (МОК) – очень консервативная организация, ей нужен второй Самаранч (Хуан Антонио Самаранч, 7-ой президент МОК, реформатор – прим. Baltnews), чтобы быстро обновиться и встроиться в колею нового времени", – прокомментировал ситуацию историк Олимпийского движения Янс Монс.
Ничего еще не потеряно. Возможно. Однако если таких Монсов наберется достаточно, то Олимпийские игры придется похоронить окончательно. Спорта в них не останется совсем.
Колея нового времени или кривая дорожка?
Колея нового времени, о которой говорит Монс, – это про то, что уже началось.
Сначала дорожка была ровной и накатанной: и вам, пожалуйста, свобода личности, и свобода выражения мнений. Жаль, что свобода – понятие относительное.
Скрещенные руки Сондерс – это жест, который является "мирным выражением поддержки расовой и социальной справедливости, и это было уважительно по отношению к ее соперницам".
А вот случай с участницами сборной Китая Бао Шаньцзю и Чжун Тяньши, которые вышли на церемонию награждения со значками Мао Цзэдуна – одного из основателей Коммунистической партии Китая и создателя КНР, – МОК расследует на предмет нарушения спортсменками 50-й статьи Олимпийской хартии, которая предусматривает запрет политической пропаганды.
Если нарушение подтвердят, то девушек из Поднебесной лишат медалей.
Свобода – это разрешение на участие в соревнованиях первой женщины-трансгендера. 43-летняя Лорел Хаббард, урожденный Гэвин Хаббард, выступала за женскую сборную Новой Зеландии по тяжелой атлетике.
"Я ехала на Игры не за медалями, а ради пропаганды разнообразия в спорте", – заявила госпожа Хаббард после неудачного выступления. Пропаганда, понимаете? Не спорт.
Как написала журналиста Юхан Эск в статье для Dagens Nyheter: "Хорошо, что ей разрешили участвовать, считают многие. Но при этом мало кто хочет с ней соревноваться. Многие спортсмены говорят, что они будут рады видеть трансгендеров в спорте. Мало кто хочет, чтобы это был именно их вид спорта".
Тысячи обращений спортсменов по поводу участия трансгендера в соревнованиях МОК проигнорировал. Правила приняты, трансгендеры – меньшинства, чьи права надо защищать.
И пусть допустимый уровень тестостерона у трансгендеров превышает показатель женщин как минимум в пять, а то и в 10 раз, – членов МОК это не волнует. Тогда другой вопрос: почему придираются к 18-летней чемпионке Кристин Мбома, у которой от природы повышенный уровень тестостерона. Медаль пока не отобрали, но уже раздается: "Пусть докажет, что она женщина".
По правилам World Athletics от 2018 года спортсменки с высоким уровнем кортизола не могут выступать на дистанциях от 400 до 1500 метров с уровнем тестостерона больше 5 наномолей. Еще одна спортсменка, Кастер Семеня, от рождения имеющая повышенный тестостерон, не может соревноваться в своей коронной дистанции 800 метров.
А вот бывшему мужчине почему-то соревноваться можно.
Россия в Токио или война на фоне олимпийского флага
Еще до старта игр было понятно, что после допингового скандала в Токио начнется настоящее шоу. Так и произошло.
После очень успешного старта стало ясно, что вариант "без допинга российские спортсмены – ничто" не сработал. Зато сработал другой – "накаченные допингом россияне забирают медали у честных спортсменов. И вообще пошли вон с Олимпийских игр".
Причем такие высказывания позволяют себе не просто зрители или журналисты, а спортсмены.
Основоположник олимпийского движения барон Кубертен подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских и других международных спортивных соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда.
Кубертен полагал, что только нравственные ценности способны придать спорту, спортивным соревнованиям и спортивным рекордам подлинно человеческую, гуманистическую направленность.
Представительница сборной США по академической гребле Меган Калмо, после того, как российские спортсменки Василиса Степанова и Елена Орябинская выиграли серебро в академической гребле, опубликовала в Twitter сообщение следующего содержания: "Мне противно видеть, как команда, которая не должна принимать участие в Олимпийских играх, уходит с пьедестала с серебряными медалями". От своих слов она так и не отказалась.
Представитель Великобритании Люк Гринбанк, который ушел с бронзой после этого заплыва, заявил, что ситуация с допингом сложная в Токио: "Тяжело, когда не знаешь, чист ли твой соперник. Грустно осознавать существование допинг-программы, спонсируемой государством, против которой ничего не делается. Допинг – это то, с чем нужно бороться". Не трудно догадаться, в чей огород летит этот "камушек".
Марафон оскорблений продолжила американская пловчиха Лилли Кинг: "Здесь много людей, которых не должно быть. В моем заплыве я не соревновалась с представителями страны, которая вместо полагающегося запрета на участие в Олимпиаде отделалась символическим наказанием и ребрендингом национального флага, под которым выступают спортсмены", – заявила Кинг.
Президент Антидопингового агентства США (USADA) Трэвис Тайгарт в стороне не остался. Он написал открытое письмо, в котором призвал обнародовать результаты тестов на допинг российских спортсменов, которые участвуют в Олимпиаде в Токио.
По мнению Тайгарта, Россия мошенничает, а МОК и ВАДА вместо того, чтобы противостоять этому, "пускает пыль в глаза", говоря о том, что выступления России запрещены. А Россия все равно выступает.
Анализируя все вышесказанное, можно просто сделать вывод о том, что никакой этики и в помине не осталось. Что в головах у людей, которые так относятся к чужому успеху?
"Весь негатив, который складывается вокруг российских атлетов, – это обидно. Но надеюсь, что скоро все поменяется, потому что это невыносимо", – прокомментировал слухи о допинге среди россиян серебряный медалист Олимпиады в Токио Карен Хачанов.
Давление, которое оказывают на российских спортсменов, очень сильное, но они все равно продолжают биться. Показывать красивый спорт. С достоинством побеждают и с достоинством проигрывают, не допуская унизительных слов в адрес соперников.
Политика на Олимпиаде случилась давно и продолжает набирать обороты. Вызывает разочарование то, как олимпийский праздник превратился в международные разборки, где труд спортсмена пытаются обесценить.
Но все же хочется верить, что победят спорт и пять колец, которые являются символом объединения, а не раздора, а мир еще не раз увидит потрясающие достижения, которые являются высшим проявлением гармонии души и тела человека.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.