Латвия, Эстония и Польша в 1930-е годы помогали Японии, в планах которой было нападение на СССР, вести разведку против Советского Союза. Архивные материалы, свидетельствующие об этом, были рассекречены и опубликованы ФСБ России, пишет РИА Новости.
До этого материалы находились в "Особой папке" советской военной контрразведки СМЕРШ, их публикация приурочена к 73-й годовщине завершения Токийского процесса – Международного военного трибунала для Дальнего Востока над главными японскими военными преступниками.
В рассекреченных документах представлен протокол допроса от февраля 1946 года в Москве бывшего начальника информационно-разведывательного управления Квантунской армии и командующего обороной Квантунского укрепленного района генерал-лейтенанта Гендзо (Кендзо) Янагиты.
Он рассказал, что в области разведки Япония начала готовиться к войне против Советского Союза еще до разработки в 1941 году плана удара по СССР "Кантокуэн".
В 1933 году Янагита был назначен на должность японского военного атташе в Польше, одновременно он исполнял обязанности военного атташе в Румынии.
По его словам, в Варшаве он в основном занимался сбором шпионских сведений о Советском Союзе, в частности, его интересовался материалы, касавшиеся советского Дальнего Востока.
"Я имел доступ в польский генеральный штаб, поддерживая личные связи с начальником генерального штаба – генерал-майором польской армии Гобшеровским и другими польскими офицерами, занимавшими в генеральном штабе руководящие должности, получал от них материалы о Красной Армии и военной промышленности Советского Союза", – показал Янагита.
Особый интерес для него представляли материалы о передислокации частей Красной Армии из центральной части СССР на Дальний Восток.
"Такой же характер носили мои отношения с румынским генеральным штабом, откуда ко мне также поступала информация о Красной Армии", – добавил он.
"Одновременно с этим, поддерживая тесную связь с эстонским военным атташе в Польше подполковником Раут и военным атташе Латвии майором Винтер, я получал от них сообщения, касавшиеся воинских частей, входивших в состав Ленинградского военного округа. Для меня важность этих сведений определялась тем, что мне представлялась возможность узнавать о прибытии новых частей в округ или их перемещении на Дальний Восток", – сказал Янагита.
После сбора информации, Янагита отправлял ее в виде письменных докладов в Токио. Благодаря этому японский генеральный штаб корректировал военные планы против СССР.
"В 1940 году, после назначения меня на должность начальника центральной Японской военной миссии в Харбине, я стал фактическим руководителем всей разведывательной деятельности, проводившейся японцами в Маньчжурии против СССР", – отметил Янагита.
Японские военные миссии – разведывательные органы, сформированные для работы по основным районам Дальнего Востока СССР. Руководящим органом для всех японских военных миссий и их отделений была Харбинская ЯВМ.
Напомним, 8 августа 1945 года СССР, имея неоспоримые доказательства подготовки Японией бактериологического оружия и учитывая союзничество Японии и Германии, объявил войну Японии.
Дальневосточная кампания советских войск включала три операции: Маньчжурскую стратегическую наступательную, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную.
Вступление СССР в войну и разгром Квантунской группировки привело к тому, что Япония капитулировала. 2 сентября 1945 года японское правительство подписало Акт о капитуляции, что ознаменовало собой окончание Второй мировой войны.
После этого Янагита находился в СССР в качестве военнопленного. Он был арестован в июле 1951 года по обвинению в шпионаже и враждебной деятельности против СССР. Умер Янагита в январе 1952 года. Дело было прекращено.