Не жильцы? В Риге требуют следовать закону о денационализации

© РИА Новости

Дождливым утром в четверг, 31 октября, десятки человек, собравшись у здания парламента Латвии, требовали от депутатов Сейма: "Выполняйте закон!". Скандировали они у Сейма этот призыв, заметим, не в первый раз. Но, как они считают, закон продолжает не исполняться.

К парламенту Латвии по призыву трех общественных организаций – общества жильцов денационализированных домов "Аусма", Латвийского объединения нанимателей и Латвийской ассоциации жильцов денационализированных и муниципальных домов и владельцев квартир – пришли жильцы денационализированных домов.

© Photo: Денис Горба
Пикет жильцов денационализированных домов у здания Сейма, Рига, 31 октября 2019

Почему их пикет у Сейма прошел именно 31 октября? Днем ранее сопредседатель Латвийской ассоциации жильцов денационализированных и муниципальных домов и владельцев квартир Наталия Елкина рассказала журналисту Baltnews (Александру Гурину – прим. Baltnews):

"Cегодня очередная годовщина печальной для нас даты – 30 октября 1991 года парламент принял законы "О денационализации домовладений в Латвийской Республике" и "О возвращении домовладений законным владельцам", то есть о возвращении домов тем, кто владел ими до 1940 года и их наследникам.

В результате население Латвии разделилось на две части: на тех, кто имел право обменять, приватизировать квартиру, в которой жил, и на тех, кто неожиданно для себя оказался живущим в хозяйском, то есть в чужом доме.

© BaltNews.lv/Дмитрий Жилин
Наталия Елкина.

Уже много лет часть жильцов денационализированных домов буквально борются за выживание: у них отключают отопление, воду, канализацию, им резко повышают квартплату. Недавно я узнала, что одна из активисток нашей ассоциации не выдержала, махнула на все рукой и уехала к дочери в Германию. Да, хорошо, что у нее есть заботливая дочь, хорошо, что эта семья благодаря Германии успешно решает свои проблемы. Вот только, в целом, Германия жилищные вопросы в Латвии, думается, не решит.

Другой пример. Домовладелец решил резко повысить квартирную плату с 80-летней старушки. Так как та не могла столько платить и, естественно, не согласилась с требованием, дело рассматривалось в суде. Суд, кстати, с требованиями домовладельца не согласился и назначил плату меньшую, чем хотел собственник. Вот только и в этом случае квартплата, по словам нанимательницы, превышает размер ее пенсии. И куда старушке податься?" – задала Наталия Елкина риторический вопрос.

Впрочем, сейчас живший до денационализации человек может оспорить требования хозяина жилья в суде, в то время как от нового жильца владелец может требовать такой платы, какую захочет.

Но уже несколько лет назад в Министерстве экономики стали разрабатывать новый законопроект "О найме жилья". В нем исчезло понятие "жилец денационализированного дома, живший в нем еще до денационализации". По мнению Латвийской ассоциации жильцов денационализированных и муниципальных домов и владельцев квартир, для многих обитателей таких домов новый законопроект равносилен приговору – не жилец данного дома! Ибо лишение их хоть и очень слабой законодательной защиты способно вызвать волну выселений из квартир. А куда выселяться?

© Photo: Денис Горба
Пикет жильцов денационализированных домов у здания Сейма, Рига, 31 октября 2019

Наталия Елкина продемонстрировала мне данные авторитетной международной структуры – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Оценивая по десятибалльной системе жилищную ситуацию в стране, ОЭСР дает Латвии лишь 3,7 балла, что ставит ее в один ряд, к примеру, с Мексикой.

В расчете на душу населения, количество жилья в Латвии, по данным ОЭСР, невелико. Так что ситуация неважная. Члены Латвийской ассоциации жильцов денационализированных и муниципальных домов и владельцев квартир задаются вопросом: и к чему в подобных и без того не райских условиях может привести новый законопроект?

Между тем он был одобрен правительством и утвержден парламентом в первом чтении. Правда, в октябре парламентская Комиссия по госуправлению и делам самоуправлений увидела в нем недочеты, пошли разговоры о том, что закон не должен распространяться на жильцов денацдомов, живших в них еще до денационализации.

Все вроде бы хорошо, справедливость восторжествовала? Во-первых, пока неизвестно, каким будет итог. А во-вторых, представим себе, что чувствуют уже несколько лет жильцы хозяйских домов, находящиеся в подвешенном состоянии. Легко ли, когда, придя домой, думаешь о ближайшем будущем: жилец ты или не жилец?

© Photo: Денис Горба
Пикет жильцов денационализированных домов у здания Сейма, Рига, 31 октября 2019

Между тем, напоминает Латвийская ассоциации жильцов денационализированных и муниципальных домов и владельцев квартир, еще 28 лет назад – в 1991 году – парламент Латвии потребовал от правительства разработать законопроект о компенсациях жильцам денационализированных домов.

Справедливое решение, ведь такие жильцы оказались ограниченными в правах по сравнению с другой частью населения. А то, кому в советское время выдавался ордер на проживание в новых домах советской постройки, а кого отправляли жить в будущие денационализированные дома, было своего рода лотереей. И у решения латвийского парламента разработать законопроект о компенсациях на сегодняшний день есть лишь один недостаток – оно так и не было выполнено.

Говорят, что обещанного три года ждут. Жильцы денационализированных домов ждут почти в десять раз больше.

Вот такая схема: когда принимались законы "О денационализации домовладений в Латвийской Республике" и "О возвращении домовладений законным владельцам", жильцам денацдомов, как говорится, подсластили пилюлю, но потом рецепт на ее получение так и не выписали.

Пикетирующие у Сейма жильцы денацдомов не били витрин, как протестующие в Барселоне, не вступали в столкновения с полицией, как желтые жилеты во Франции. Жители Латвии, слава Богу, люди законопослушные. Вообще, сколько раз не был за десятки лет на разного рода пикетах и митингах, ни разу не видел и намека на беспорядки.

И в четверг участники пикета спокойно скандировали под окнами Сейма: "Выполняйте закон!". Сами жильцы денацдомов исправно исполняют законы, но будет ли выполнено то, что им пообещал латвийский парламент 28 лет назад? Не знаю. А пока что наниматели требуют денежную компенсацию или другую квартиру в качестве компенсации за то, что 28 лет назад они были лишены права приватизировать те жилые помещения, в которых в то время обитали…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.