В минувшем году в Латвии по-прежнему имело место притеснение журналистов, правозащитников и других несогласных с официальной идеологией страны.
Александр Филей
Обвинение члена правления Русского союза Латвии Александра Филея в "отрицании оккупации Латвии" стало одним из наиболее резонансных дел в Прибалтике.
Дело Филея состряпали на основании его июльской публикации в Facebook, в которой Александр поздравил латвийцев с вхождением республики в состав Советского Союза в 1940 году. На пост политика обратил внимание представитель "Нового Единства" Дмитрий Голубев. Теперь Филею грозит срок до пяти лет лишения свободы.
Александр Гапоненко
Дело правозащитника профессора Александра Гапоненко, начатое еще в 2018 году, продолжается до сих пор. Ему инкриминируют три статьи УК ЛР: ст. 78 – "разжигание национальной розни", ч. 1 ст. 80 – "деятельность, направленная против Латвии, суверенитета, территориальной целостности, государственной власти и устройства не предусмотренным Конституцией способом", ст. 81 – "помощь иностранному государству в его деятельности против Латвии".
Обвинения Гапоненко строятся преимущественно на основе его публикаций в интернете. Его намереваются посадить в тюрьму на 22 месяца.
Олег Бурак
Бывшего сотрудника МВД Латвии Олега Бурака обвиняют в шпионаже в пользу России. Сам Бурак свою вину не признает и считает, что его преследуют из-за антикоррупционной деятельности.
Он был задержан в октябре 2018 года. Работая в Министерстве внутренних дел, Бурак заведовал отделом учета огнестрельного оружия информационного центра МВД Латвии и уже 12 лет находится на пенсии.
Юрий Алексеев
Журналиста Юрия Алексеева обвиняют по двум статьям УК ЛР: ч. 1 ст. 80 – "деятельность, направленная против Латвии, суверенитета, территориальной целостности, государственной власти и устройства не предусмотренным Конституцией способом" и ст. 81 – "помощь иностранному государству в его деятельности против Латвии". Его задержали в ноябре 2018 года, но позже выпустили на свободу.
"Три обыска, три задержания, три изъятия всей компьютерной техники, арест, СИЗО... Полтора года – невыездной, под полицейским надзором, три раза в неделю – отмечаться в околотке, по ночам приходят, проверяют, на месте ли я прописки", – написал в июне 2019 года журналист на своей странице в Facebook.