Ответить должны все: что решила следственная комиссия по делу аферы КОЗ

Парламентская следственная комиссия по расследованию аферы с компонентом обязательной закупки вынесла окончательное заключение, которое может послужить основанием для начала нескольких уголовных дел.

Политическая ответственность за неадекватную государственную поддержку в энергетике и аферу с компонентом обязательной закупки (КОЗ, OIK) ложится равномерно на всех должностных лиц, которые допустили создание и существование этой системы. Об этом говорится в окончательном заключении парламентской следственной комиссии по КОЗ.

По словам председателя комиссии Иевы Крапане (KPV LV), полученная информация может послужить основанием для начала нескольких уголовных дел. Заключение направлено ответственным органам. Необходимо отменить КОЗ для домохозяйств, считает Крапане. С соответствующим решением должно выступить Министерство экономики.

Следственная парламентская комиссия работала девять месяцев. Всего ее участники провели 27 заседаний. Доказать, что система КОЗ была создана каким-либо человеком или группой лиц в корыстных интересах, не удалось. Поэтому ответственность возлагается на всех причастных – от премьер-министров до министров экономики и земледелия.

Крапане подчеркнула, что система КОЗ доказывает, как все задействованные стороны "стали слепыми и глухими" к очевидным нарушениям. Это позволило системе существовать долгие годы.

Парламентский контроль за КОЗ не велся с 1997 года, пришла к выводу Комиссия. Кроме того, органы исполнительной власти все это время замалчивали и искажали информацию.

Вопросы вызывала и сама парламентская комиссия по расследованию. Разбирательство проходило слишком медленно. Внимание оказалось обращено на сомнительный состав комиссии.

Например, в нее вошел бывший министр экономики Арвилс Ашераденс, то есть в расследовании принимал участие глава ведомства, отвечавшего за предмет этого расследования.

"Арвилс Ашераденс находится в ситуации конфликта интересов, потому что он как член парламентской комиссии будет расследовать то, что касается его прежней деятельности", – подчеркнул независимый депутат Алдис Гобземс.

Сам Ашераденс не видит юридических препятствий для его работы в комиссии.

"Мне сложно представить, какой конфликт интересов тут мог бы быть", – отметил он.

Кроме того, были вопросы и к компетентности Иевы Крапане. Депутаты Дидзис Шмитс, Ивар Зариньш и Вячеслав Домбровский высказывали сомнения по поводу ее соответствия этой должности.

КОЗ – это часть стоимости электричества, сборы за которую государство направляет на поддержку отрасли альтернативной энергетики. Дотации уходят ГЭС, ветряным паркам, на переработку биомассы, биогазовым станциям и другим производителям электроэнергии из возобновляемых ресурсов. Механизм поддержки КОЗ в последние годы вызвал множество скандалов и подозрений в мошенничестве.