Удивит! Не удивил!
"Он еще удивит тех, кто его выбрал", – так говорили в кулуарах политики и эксперты, когда стало ясно, что Сейм избрал президентом Латвии юриста Эгилса Левитса.
Автор преамбулы Конституции, назвавший латышей основной нацией, был хорошо известен в профессиональных кругах, но в обществе информации о нем было не много. "Преамбула", возвысившая одну этническую группу над другими, сделала его широко известным. Со знаком "плюс" для одних и знаком "минус" для других.
После довольного невнятного Валдиса Затлерса, разумного, но нехаризматичного Берзиньша и запинающегося Вейониса – Эгилс Левитс давал надежду на то, что новый президент сможет стать достойным лидером. Таким как Вайра Вике-Фрейберга. К ней, конечно, тоже в обществе очень разное отношение – но то, что она была заметной фигурой, которая укрепила институт президентства в стране, никто не спорит. Даже ее оппоненты.
Левитс же как-то сразу ушел в тень. Стал одним из призраков Рижского замка. Когда началась пандемия Covid-19, он долго не появлялся на публике. Понятно, что все инструменты оказались в руках исполнительной власти, но даже символически фигура президента в этой ситуации могла бы дать жителям ощущение спокойствия и целостности власти. Не знаю, в каком бункере сидел Левитс, но видно его не было.
Для него же эта кризисная ситуация могла стать отличным шансом вписать себя в историю страны: встать на передовую борьбы с пандемией, чтобы у людей возникло ощущение присутствия лидера. Пока исполнительная власть справляется с этим неплохо. В Латвии меньше зараженных, чем в Литве и Эстонии, и пока, на текущую дату 1 апреля, нет ни одного смертельного случая.
Все лавры министру
В этой истории, как мне (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) кажется, лучше всех выглядит министр здравоохранения Илзе Винькеле, которая взяла на себя самую важную функцию борьбы с Covid-19. Понятно, что это ее сфера, y нее в руках есть все необходимые инструменты, но и держится она вполне уверенно. И пока ситуация складывается относительно благополучно для Латвии – это хороший политический капитал для Винькеле на будущее.
Честно говоря, я не удивлюсь, если позже она попробует себя в качестве кандидата в президенты. Сейчас у нее есть хороший шанс "перезагрузить" свой политический имидж – многим Винькеле до этого момента не очень нравилась, но сейчас она демонстрирует хорошую работу.
Левитс же абсолютно невнятен. Особенно контрастно это проявляется на фоне президента Эстонии Керсти Кальюлайд, которая очень активна и – что самое главное – "наднациональна". Эстония сплотилась перед общей бедой. Кальюлайд звонит президенту России Владимиру Путину, эстонские политики официально обращаются к русскоязычному населению на русском языке.
В Латвии же ограничились предоставлением официальной информации на русском языке только о том, что делать c Covid-19. Ни премьер, ни тем более президент не выступили на русском языке. Более того, спикер Сейма Инара Мурниеце призвала население брать пример в борьбе с вирусом с "лесных братьев", которые боролись с советской властью.
Вся эта заезжанная риторика хотя и снизилась в связи с серьезной эпидемиологической обстановкой, похоже, остается единственным инструментом местных политических руководителей. Это выглядит жалко, но привычно.
Прощание с иллюзиями
Думаю, что к Левитсу уже можно смело отнести цитату из довлатовского "Компромисса": "В прошлом у него было блестящее будущее". Это в какой-то степени можно назвать синдромом Ингуны Судрабы. Когда она была госконтролером, то постоянно находилась на вершине рейтингов. Ей доверяло, судя по опросом, большинство жителей страны.
Когда же она пришла в политику, создала партию, то сдулась в считанные месяцы. Теперь многие даже не помнят, что была такая Ингуна Судраба. Ее политическая карьера бесславно закончилась.
То же самое переживает и Левитс.
Человек – как казалось – с блестящим политическим потенциалом оказался совершенно пустым в самом главном кресле страны. И кризисная ситуация, которая могла сделать его лидером нации, лишь показала, насколько он слаб.
Но, может, это и неплохо. По крайней мере, расстаться с таким президентом будет не трудно. Когда придет время. Но что-то мне подсказывает, что Левитс в Рижском замке задержится на два срока. Потому что быть серым – это очень удобно. Для всех, кто находится вокруг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.