"А без сноса никак?". "Разрушитель домов" Ульманис вернулся в новом обличье

© РИА Новости

Министерство культуры Латвии ищет место, где можно воздвигнуть концертный акустический зал. Для этого предлагается снести ряд исторических зданий в Риге.

Недавно стало известно о хищных планах Министерства культуры демонтировать здание бывшего Центрального комитета Компартии Латвии (ныне – Всемирного торгового центра), что находится в парке Кронвальда в тихом центре Риги. А на его месте воздвигнуть концертный акустический зал.

Решение грянуло как гром среди ясного рижского неба. Проект был принят в единоличном порядке, без предварительных консультаций с экспертами в области архитектуры и, естественно, без намека хотя бы на муниципальный референдум. Населению столицы остается безучастно наблюдать за всем со стороны. Правительственные структуры безоговорочно одобрили предложение, и теперь народ должен морально готовиться к пертурбациям.

Однако после того, как Министерство экономики выступило против разрушительных планов Министерства культуры, поскольку само положило глаз на здание, приговоренное к сносу, началась общественная дискуссия. Уникальность ситуации в том, что дискуссия ведется задним числом после принятия официального решения.

​Вместе здания РТУ

Тут же начали ломаться копья. Внес свою лепту и кандидат в мэры Риги Олег Буров, который долгие годы работал в сфере приватизации и возглавлял департамент собственности Рижской думы. Его предложение кажется еще более удивительным: для строительства концертного зала стоит снести ни много ни мало – административный комплекс Рижского технического университета (РТУ) на улице Калькю в самом центре Старой Риги.

Логика бывшего чиновника проста и бесхитростна. Первый аргумент: участок, на котором стоит РТУ, принадлежит самоуправлению, а вуз является его арендатором. Почему бы не распорядиться собственностью по-хозяйски? Снести зданьице РТУ размером с целый квартал и выходящее на Даугаву и построить что-то новое. Запросто.

Второй аргумент тоже не выдерживает никакой критики: Буров утверждает, что у здания нет статуса памятника культуры, охраняемого государством. Чисто формально и у здания бывшего ЦК КПЛ нет такого статуса, но эксперты теперь хором призывают такой статус ему присвоить, дабы избежать акта вандализма.

© Sputnik / Владимир Песня
Ратушная площадь, Рижский технический университет (слева), колокольня Домского собора (справа), вантовый мост через Даугаву в Риге в Латвии.

Чтобы определить, в чем тут хитрость, надо копнуть в историю. Здание, о котором идет речь, было построено в 1958 году для Рижского политехнического института, который тогда был выделен из Латвийского государственного университета. Строили его не просто на века, а для вечности.

Массивное монументальное здание в стиле советского классицизма занимает огромную площадь. На корпус РТУ стоит посмотреть трезво и объективно: строение представляет собой редкий для Прибалтики образец монументального зодчества, рассчитанный на удовлетворение инженерно-академических нужд. Его проектировал выдающийся латвийский архитектор Освальд Тилманис (соавтор Академии наук Латвии). При сооружении корпуса всецело учитывались особенности генерального плана развития Риги, и он очень органично вписан в градостроительный контекст.

К тому же весь этот участок набережной представляет собой результат коллективного труда всесоюзного масштаба. Мало кто знает, что этот генеральный план разрабатывался местными проектировщиками при активном сотрудничестве с выдающимися московскими архитекторами. Их возглавлял Лев Владимирович Руднев. Сам Руднев, помогавший латвийским коллегам в начале 1950-х годов, являлся ведущим практиком сталинской архитектурной концепции. Получается, что каждое из строений этого квартала уже может быть квалифицировано как памятник целой архитектурной эпохи с уникальной стилистической характеристикой, безвозвратно ушедшей в прошлое.

© Sputnik / Ян Тихонов
Здание Рижского ордена Трудового Красного Знамени политехнического института имени А. Я. Пельше (ныне Рижский технический университет)

Рижская дума, в свою очередь, с 2003 года сама занимает место одного из таких памятников. Столичное самоуправление оказалась в здании Ратуши, которое было выстроено на месте снесенного лабораторного корпуса, построенного в 1966 – 1967 годы. С окончанием советской эпохи инженерно-техническое образование пришло в упадок, и надобность в корпусах отпала. Зато возникла политическая потребность в восстановлении "правильного", то есть немецкого облика Ратушной площади, которую, кстати, сами немцы 29 июня 1941 года и стерли с лица земли, проведя сокрушительный арт-обстрел Старого города.

В 1990-е годы первая часть лабкорпуса – былой гордости научно-промышленной Риги – была снесена под коллективный восторг национальной околополитической богемы. Вторая часть, которая выходила на перекресток улиц Кунгу и Калькю, оказалась заброшенной и постепенно превращалась в руины, пока в 2009 году ее тоже не снесли в преддверии очередных муниципальных выборов. Теперь Рижская дума, восстановленная в 1992 году, по странному стечению обстоятельств является владельцем участка, где располагается главный корпус РТУ, построенный в 1958 году. И она не скрывает своих намерений покуситься на могучее советское строение в этом историческом квартале.

Рижская дума

Третий аргумент экс-градоначальника: территориальная планировка позволяет построить на площади Стрелков большую автостоянку. Это суждение и вовсе рассчитано на тех, кто не представляет себе, как выглядит эта площадь. Она весьма компактная, и основная ее часть занята мемориальной скульптурной композицией в честь латышских стрелков, сражавшихся за советскую власть. Там в былые годы едва-едва умещалось пять туристических автобусов.

Для того, чтобы построить по-настоящему "большую автостоянку", латвийским властям, следуя логике Бурова, нужно будет демонтировать и памятник Стрелкам или переносить часть Музея оккупации (бывшего музея памяти Латышских красных стрелков). Но тогда один проект схлестнется с другим. С недавнего времени к Музею оккупации прилаживают пристройку на средства влиятельных иностранных спонсоров, которые заинтересованы в сохранении выгодной им идеологической интерпретации латвийской истории.

Далее Буров сообщает, что обсуждал эту идею с архитекторами и признал, что у этого места "есть потенциал". Хотелось бы знать, что за архитектор всерьез готов обсуждать вопрос дорогостоящего демонтажа столь монументального строения в угоду сиюминутным политическим амбициям.

© Sputnik / Ян Тихонов
Мемориальный памятник и музей Красных латышских стрелков. Латвийская ССР

Архитектурная политика Ульманиса

Таким образом, глава Минкульта Латвии Наурис Пунтулис и бывший мэр Олег Буров в своих разрушительных фантазиях уподобляются диктатору Карлису Ульманису. Архитектура Риги уже испытала на себе воздействие идеологического обострения его режима середины-конца 1930-х годов.

Напомним лишь о самых значимых эпизодах. Во второй половине 1930-х годов авторитарный правитель без колебаний и без народного обсуждения инициировал снос жилых домов XV – XVIII веков для строительства монументального Министерства финансов Латвии на участке между улицами Смилшу, Зиргу и Мейстару.

© Sputnik
Здание Министерства финансов Латвии

Было зачищено несколько кварталов. За это Ульманис получил прозвище "Намплесиса", то есть "Доморазрушителя". Тогда же, в 1936 году, были снесены старинные бюргерские дома у Домского собора, что позволило расширить будущую Домскую площадь, названную в честь 15 мая – дня, когда Ульманис узурпировал власть в 1934 году.

Это был своеобразный рукотворный памятник его политическому величию. Чуть позже Ульманис снес часть исторических строений в начале улицы Калькю, дабы выстроить многоэтажное здание рижской мэрии. Здания исчезли, а проект показался слишком дорогостоящим, и его осуществить не удалось.

К 1939 году по приказу "вождя" были демонтированы уникальные здания в начале улицы Смилшу – на их месте сегодня возвышается Военный музей из красного кирпича, примыкающий к Пороховой башне. Карлис Ульманис вошел в раж и нацелил свои честолюбивые замыслы на остальную часть Старой Риги, предполагая снести целые кварталы (относящиеся к улице Вецпилсетас, Алксная, Аудею), но летом 1940 года в Латвии была провозглашена власть Советов, и диктатор не успел реализовать свои планы.

Карлис Улманис

Альтернатива

Любому рижанину известно, что в Риге большое количество незастроенных пространств, особенно в Задвинье. Для нужд концертного зала можно выбирать любое место, где можно без проблем для других объектов инфраструктуры выполнять комплексные строительные работы.

Однако не секрет, что чиновники – как муниципальные, так и правительственные – с гораздо большим удовольствием рассматривают решения, предполагающие воздвижение концертного зала на месте чего-то снесенного. И это вполне объяснимо: просто строительство стоит не так дорого, а вот предварительный снос полноценно функционирующего здания внушительных размеров будет стоить гораздо дороже, а значит, и неофициальная прибыль от такого проекта будет весомее.

Поэтому с учетом аппетитов местных управленцев рижанам стоит все-таки подготовиться к тому, что центральная часть Риги в следующем году изменится до неузнаваемости. Но все же сохраняется небольшая надежда, что чиновники не смогут договориться между собой. Таким образом, памятники архитектуры будут сохранены, а вопрос сам по себе уйдет так же внезапно, как и появился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.