Как в Латвии боролись с теми, кто поддержал советскую власть в 1991 году

© Sputnik / Igor Mikhalev

В 1991 году, в разгар процесса распада Советского Союза, в Латвии была развязана настоящая война – против тех, кто старался сохранить великую страну.

Накануне 1991 года была принята Декларация Верховного Совета о восстановлении независимости Латвии. Правительство страны начало активно формировать новые структуры власти, параллельно этому продолжали работать и учреждения СССР.

Альфред Рубикс, который на тот момент был членом Политбюро ЦК КПСС и первым секретарем ЦК Компартии Латвии, пытался спасти республику и не допустить развала Советского Союза. В августе 1991 года Рубикс возглавил Комитет по чрезвычайному положению и был арестован по обвинению в организации государственного переворота.

© Sputnik / Алексей Бойцов
Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Латвии Альфред Петрович Рубикс на XXVIII съезд КПСС.

"Наши латвийцы из правоохранительных органов понимали, что никакой реакции не будет со стороны Москвы. Хотя я еще тогда верил, даже не снимал значок народного депутата СССР, носил на лацкане пиджака. Но вот в один прекрасный день вошли шестеро вооруженных", – так начал свои воспоминания в беседе с Baltnews Альфред Рубикс.

Альфред Рубикс был на своем рабочем месте в кабинете ЦК Компартии Латвии, куда и зашли поначалу два депутата – коллеги Рубикса по Верховному Совету Латвии. Они попросили его никуда не выходить и оставаться в рабочем кабинете – по их словам, с Рубиксом "хотели поговорить".

"Потом, через какое-то время, зашли еще несколько человек уже с автоматами, демонстративно сбили выключатели света, сбили спецсвязь, которая уже не действовала, ну, и зашел зампрокурора республики, предъявил решение Верховного Совета Латвии, что вчера ночью с меня снят иммунитет – неприкосновенность депутата. А я говорю: "Так я депутат Союза". А мне отвечают: "А мы не в Союзе". Кому я пожалуюсь? Связь сорвана, все. Я остался, ждал", – рассказал Рубикс.

Затем в его кабинет пришли двенадцать человек, которые должны были сопроводить его в тюрьму.

По признаниям Рубикса, сильно запомнилась бездеятельность советской власти: 

"На этажах стояли женщины, плакали, мужики махали руками, потом посадили в автобус и увезли. Дальше уже была тюрьма длиной в почти семь лет. Это я помню, помню абсолютную бездеятельность власти советской, за которую я тоже голосовал, и частью которой я был. Поскольку все считали, что я здесь авторитет, то, конечно, надо было убрать руководителя. А потом остановили деятельность партии, и никаких попыток со стороны Верховного руководителя партии не последовало".

© BaltNews.lv
Алфред Рубикс на пикете возле Сейма против поправок к Уголовному закону.

Несмотря на все произошедшее, Рубикс, по его собственному признанию, остался верен своим идеалам и взглядам: 

"Я не верю, что капитализм может быть, как многие считают, с человеческим лицом. Он в принципе таким не может быть, потому что, даже если взять производство и вообще материальные блага, которые создаются человеком труда, то капитализм от социализма и социализм от капитализма тем и отличаются, что при капитализме соревнование идет на этапе реализации продукции, а при социализме идет соревнование за улучшение качества продукции".