Кандидат в депутаты Елгавы: то, как наши власти тратят деньги, вызывает много вопросов

Тема: Муниципальные выборы в Латвии 2021

Менее двух недель осталось до муниципальных выборов в Латвии. Baltnews поговорил с кандидатом в депутаты Елгавы Андреем Пагором о том, что нужно менять в городе.

Местные выборы в Латвии, намеченные на 5 июня, примечательны тем, что они пройдут не на всей территории страны – Рига в голосовании участвовать не будет.

Елгава – четвертый по величине город Латвии, где на грядущих муниципальных выборах свои силы решили попробовать многие партии. Что происходит в городе, бывшем некогда столицей Курляндского герцогства, какие проблемы стоят перед ним в преддверии выборов, а также что может быть после них, порталу Baltnews рассказал лидер списка Русского союза Латвии Андрей Пагор.

– Г-н Пагор, вы лидер предвыборного списка Русского союза Латвии в Елгаве. Как вы приняли решение баллотироваться в Думу, и почему именно от этой партии?

– Еще в 2019 году я для себя решил, что буду баллотироваться в Елгаве. Почему именно Русский союз Латвии? Я являюсь членом этой партии с 2017 года, хотя пришел я в нее, можно сказать, по воле случая.

Честно скажу, я никогда не хотел заниматься политикой и вообще считал, что депутатами должны быть люди, у которых есть диплом политолога и которые разбираются в государственном управлении. А любой человек с активной жизненной позицией так просто депутатом быть не может.

Мой приход в политику как раз начался с моей позиции по русским школам, которые должны быть в Латвии сохранены. На волне очередного наступления на русское образование я оказался в Штабе защиты русских школ, сумел организовать несколько акций и таким образом стал общаться с разными людьми.

© Sputnik
Андрей Пагор

Там я больше узнал о партии "Русский союз Латвии" (РСЛ), ведь поначалу я был далек от политики, занимался лишь своей юридической практикой. Однако в процессе общения понял, что идеи РСЛ мне близки, и, когда мне предложили вступить в партию, я согласился.

В 2018 году я впервые принял участие в выборах – баллотировался в Сейм. Никакой личной кампании я не вел, а был в списке больше для получения политического опыта. А в 2019 году в Елгаве началось закрытие Елгавской второй основной школы. Под предлогом реорганизации была закрыта школа, где я учился до пятого класса. Мне стали писать мои одноклассники и другие бывшие ученики, знающие, что я связан с политикой, и спрашивали, могу ли я как-то помочь школе, остановить ее закрытие.

Помню 27 января, я как раз был с товарищами в Саласпилсе, когда мне позвонили и сказали, что собирается стихийный митинг у школы, и попросили подъехать. Мы как раз возлагали цветы у Саласпилсского мемориала, и после этого сразу поехали в Елгаву.

После общения с людьми и проверки всей информации мне стало понятно, что ни о какой реорганизации нет и речи, а идет удар по школам национальных меньшинств. Эта "реорганизация" оказалась в реальности именно ликвидацией школы.

Елгавская вторая основная школа занимала пятое место среди основных школ Латвии по успеваемости. То есть педагогический состав там был довольно сильный, но дети оказались выкинуты из помещений и им пришлось пойти учиться в Шестую среднюю школу, которая находится на другой стороне реки, то есть на другом конце города.

Помещения же Второй основной школы отдали гимназии "Спидола", которой перед муниципальными выборами 2017 года правящие в Елгаве партии – "Союз "зеленых" и крестьян" и "Национальное объединение" – обещали построить новые помещения.

Этот пункт был как раз записан в их программах, и выходит так, что после двух лет работы они не были в состоянии выполнить обещанное, но показать же своим избирателям что-то надо, вот они и выбрали самый простой путь – забрать помещение у одной школы и передать его другой. Протесты же родителей не оказали никакого воздействия на депутатов. И тогда я понял, что надо баллотироваться. Ведь власти в городе работают лишь для достижения своих личных интересов.

При этом депутаты от "Согласия" в Елгавской думе, которое монополизировало русский электорат в городе, тоже не выработали единую позицию по этой школе. Один депутат проголосовал за закрытие школы, и он сейчас находится в общем списке с мэром города. Второй депутат был против, а третий вообще не пришел на обсуждение этого вопроса. Это тоже лишний раз меня убедило, что надо баллотироваться в Елгаве и защищать интересы избирателей.

Елгава

– А можно ли что-то сделать для сохранения русских школ в Елгаве? Какие есть возможности для этого?

– Как я уже говорил, ученикам Второй основной школы предложили перейти в Шестую школу, и сейчас многие из них ежедневно ездят через весь город туда. Дума обещала оплатить транспорт или организовать перевозки, но уже сейчас мы видим, что Шестая школа с 1 июля превращается в Парлиелупскую основную школу. То есть родителей снова обманули. Им говорили, что все равно детей, которые хотели учиться в средней школе, пришлось бы переводить в другую и лучше сделать это сейчас, чтобы ученики могли быстрее адаптироваться.

Но в результате Шестая школа также перестает быть средней и родителям опять придется думать, что делать дальше. Вообще потеря статуса средней школы очень сильно угрожает учебному заведению. Ведь если школа только основная, то, во-первых, у нее сокращается финансирование, так как у нас же "деньги следуют за учеником", которых становится меньше. А во-вторых, школа становится первым кандидатом на закрытие, если будет идти речь о еще одном закрытии школ.

Вообще ликвидацию Второй основной школы смогли реализовать только после смены директора. Как только его поменяли на лояльного администрации, сразу начались проблемы.

Так же и в Шестой школе: как только ее директор Альфред Адольфович Холст, работавший на своем посту с момента открытия школы, ушел, а не так давно и умер, так школа стала основной. То есть многое зависит от директора, которого утверждает Дума. Муниципальные депутаты как раз должны следить за его работой, а также назначать тех, кто будет работать в интересах школы.

Вот это, я считаю, депутаты как раз и обязаны делать, назначать именно тех людей, которые готовы тратить свои силы на благо школы. Если будут такие директора, то и русские школы удастся сохранить. Хотя сейчас во многих школах национальных меньшинств находятся директора, которые, наоборот, стараются не поднимать вопросы, связанные с сохранением русской культуры или языка. То есть в интересах своих учеников и их родителей они вообще не работают, а лишь выполняют приказы мэрии.

– Какие еще проблемы вы видите в Елгаве? И как их можно решить?

– Когда я начал собирать команду, с которой решил баллотироваться в Думу, а потом мы стали заниматься разработкой программы, оказалось, что, в какую сферу ни посмотри, там везде проблемы и есть что менять.

Есть, конечно, вечные вопросы – социальная помощь или облик города, но все же здесь что-то делается. Тогда как самое ключевое – это расходование средств, прозрачность конкурсов и то, каким проектам отдаются предпочтения.

Также главное – это качество дорог. До сих пор в Елгаве асфальтированы лишь 46% дорог. А если брать дворы, то это вообще ужас. Многие из них не ремонтировались еще с советских времен.

Да, говорят, что некоторые из них находятся на частной земле, и самоуправление не может их ремонтировать за свои деньги. Но есть дворы без ремонта, которые находятся и на городской земле.

Кроме этого, вызывает вопросы работа, или, точнее, не работа Елгавского управления недвижимого имущества. Оно должно осуществлять хозяйственное управление домами, но делает это настолько некачественно, да и непрозрачно, что, я считаю, ему необходим полный аудит.

Особую проблему в его работе вызывают вопросы продажи земли под многоквартирными домами. У жильцов дома всегда было право "первой руки" при покупке, будь это земля самоуправления или частная земля. За этим должно следить Управление недвижимого имущества, но оно это не делает. На мой взгляд, это было сделано специально. И, возвращаясь к теме Шестой школы, могу сказать, что земля, на которой она находится, принадлежит двум частным лицам. И каждый месяц самоуправление платит им за аренду этой земли.

Тогда как один из ее владельцев Юрис Стродс – депутат Елгавской думы от Национального объединения. Он знал, где нужно покупать землю, которая стопроцентно будет приносить доход. Землю эту получили в порядке денационализации потомки ее бывших владельцев, но вопрос в том, почему, когда была ее перепродажа, самоуправление ее не выкупило? У него было право "первой руки", а сумма была не очень большая – где-то шесть тысяч евро. Такие деньги у муниципалитета есть, но Дума решила не покупать землю и ежемесячно платит аренду.

Елгава

– Интересно, сколько?

– К сожалению, эту информацию я не нашел, но, будучи депутатом, я непременно получу доступ к документам и узнаю это. Ведь по закону за аренду земли можно брать до 6% от кадастровой стоимости, но можно и договориться. Например, если владелец хочет 10%, а вторая сторона не против, то можно и так. На мой взгляд, здесь имеется явный конфликт интересов, когда правящий депутат владеет землей, на которой стоит муниципальная школа, а если за аренду там берется больше 6%, то это уже может быть и уголовный процесс.

И таких ситуаций с отсутствием прозрачности очень много. Та же реконструкция Круговой магистрали с привлечением финансирования ЕС. Там вложили 22 миллиона евро, но сделали 3,4 километра за четыре года, и если посчитать, сколько стоит один метр, то выходит, что эта дорога золотая. В Елгаве 127 километров дорог, и такими темпами все дороги в городе не будут реконструированы никогда, особенно принимая во внимание, что городской долг в размере 90 миллионов евро увеличился еще на 40 миллионов евро.

В этом смысле я считаю, что нужно менять приоритеты траты денег.

Если сделаны дороги, отремонтированы дворы и налажена инфраструктура, то и предприниматели станут идти в город. Необходимо снижать налог на недвижимость для тех, кто решит создавать в Елгаве рабочие места.

Также нужно привлекать молодых специалистов. Ведь 75% подоходного налога с населения идет по месту жительства, и надо сделать все возможное, чтобы люди выбирали жить именно в Елгаве.

Если Елгава будет привлекательным для жизни городом, то и люди сюда потянутся. А пока население города лишь уменьшается. Да и если несколько лет назад Елгава была донором и перечисляла взносы в Фонд выравнивания, то в 2017 году уже наоборот – стала получать 2,5 миллиона евро из него. В прошлом году город уже получил дотации в размере 8,5 миллионов евро. Также получили средства из еврофондов, но, как я уже говорил, то, как и куда они были потрачены, вызывает у меня очень много вопросов к городской власти.

Елгава

– Вы критически настроены по отношению к действующей власти в Елгаве. Возможно ли будет решить все эти проблемы, будучи в оппозиции?

– Я понимаю, что за 20 лет в Думе нынешняя администрация уже укоренилась во власти и будет делать все возможное, чтобы там остаться. Поэтому также одной из своих задач я ставлю привлечение людей на выборы, чтобы они пришли голосовать. Ведь нынешняя власть в городе выбрана меньшинством, а многие избиратели просто не пошли на выборы. Хотя я знаю, что недовольных происходящим в Елгаве достаточно, чтобы при их массовой активности власть в городе бы кардинально поменялась.

В таком случае говорить о том, что мы будем в оппозиции, не приходится, наоборот, именно мы начнем менять Елгаву к лучшему. Но я считаю, что, даже будучи в оппозиции, можно много чего достичь, было бы желание.

Самое простое – это стать рупором для елгавчан, рассказывая изнутри, что происходит в Думе. Почему были приняты те или иные решения. Ведь многие жители города совершенно не в курсе действий Думы, а сами правящие депутаты вспоминают о них в основном лишь перед очередными выборами.

Кроме этого, я думаю, что и наличие сильной оппозиции не даст возможности правящим так нагло игнорировать проблемы населения. Поэтому оппозиционным партиям в Думе следует работать сообща, ведь вопросов, требующих незамедлительных решений, накопилось очень много. Если это ставить во главу угла, то, на мой взгляд, вполне реально суметь найти точки соприкосновения со многими партиями, чтобы всем вместе попытаться изменить Елгаву к лучшему и заставить власти работать в интересах горожан.