Хотя партия KPV LV, сменившая название на "За человечную Латвию", сократила свое представительство в Сейме в пять раз, она по-прежнему распоряжается большой суммой выделяемых ей средств из государственного бюджета – более 640 тысяч евро в год.
Такое крупное финансирование обусловлено результатами выборов в 13-й Сейм. Однако остальные политики не намерены отказываться от этих денег, сообщает латвийская телепрограмма De facto.
KPV LV начала раскалываться вскоре после выборов в Сейм 2018 года. В феврале 2019 года Алдис Гобземс был исключен из партии, позже партию по ряду причин покинули еще несколько депутатов. Изначально в парламенте было 16 членов этой партии, сейчас их трое.
Лидер парламентской фракции Марис Можвилло оправдывается: политики, по его словам, этих денег не просили и не получали их обманным путем. И хотя KPV LV можно обвинить, например, в расходах на рижскую избирательную кампанию, партия распоряжается этими деньгами так, как предписано законом.
Значительное финансирование также было одной из причин ожесточенных баталий за бразды правления партией.
Бывшие члены партии сейчас уклончиво комментируют ситуацию; некоторые отмечают, что суммы, выделяемые партиям в целом, могут быть слишком высокими.
Например, как отметил Каспарс Кирсенс, уже бывший член партии, "нанимаются новые консультанты, новые юристы, никто ни за что не несет ответственности".
Увеличение финансирования партий из государственного бюджета в свое время было поддержано президентом Эгилсом Левитсом. Несмотря на пример KPV LV, он по-прежнему считает, что государственные деньги для партий необходимы, чтобы обеспечить их независимость от спонсоров. Однако, по его словам, нужно избежать подобных примеров в будущем.
"Я думаю, что общественность справедливо считает, что это финансирование больше не требуется", – сказал он журналистам.
Левитс выдвинул такую инициативу: если фракция партии в Сейме перестала существовать или ее состав уменьшился на две трети, партия теряет часть финансирования, полученного за голоса на выборах в Сейм. Однако это будет относиться только к следующим парламентским срокам.
"Если один из членов уйдет в отставку, финансирование будет, соответственно, сокращено – это неправильно. Потому что тогда каждый может сказать: если вы не сделаете то, что я хочу, я уйду, и финансирование будет сокращено".
Можвилло указывает, что это предложение может быть поддержано только в том случае, если одновременно будет определено, что депутат, который выходит из фракции, также должен покинуть Сейм. Тогда его заменят члены партии, которые не прошли на выборах.
"Я не думаю, что это выделение денег как-то морально оправдывает партию, когда она бегает за своими депутатами-предателями", – сказал он.
Кроме того, не только в бывшей KPV LV довольно скептически относятся к предложению президента. Другие политические силы также говорят, что по этому предложению все еще остается много вопросов.
"Чисто эмоционально ситуация, которая сложилась с конкретной партией, для меня неприемлема. И, конечно, это дискредитирует всю систему", – заявил депутат Сейма Кришьянис Фельдманс (Новая консервативная партия).
Глава фракции "Для развития/За!" Юрис Пуце не одобряет инициативу: "Также было бы важно понять из аннотации, подготовленной президентом, почему, например, были выбраны две трети. Я действительно не хотел бы, чтобы мы приняли закон из-за того, что происходит с фракцией KPV LV. Это было бы неправильно".
Игорь Пименов, член фракции "Согласие", сказал, что изменения можно рассматривать только в контексте следующего срока. Союз "зеленых" и крестьян, "Новое Единство" и Национальное объединение скорее поддерживают эту идею, но с оговоркой, что нужно уточнить детали.
"Здесь важно обеспечить этот принцип справедливости. За четыре года многое может измениться. Цель государственного финансирования позитивна – уменьшить зависимость партий от спонсоров. И были бы нежелательны такие побочные эффекты, которые, наоборот, снизили бы доверие со стороны общества", – сказал Райвис Дзинтарс, председатель фракции Национального объединения.
До сих пор партии тратили подавляющее большинство государственных средств на рекламу и агитацию. На муниципальных выборах этого года партии, финансируемые государством, потратили в общей сложности более трех миллионов евро. Большие суммы также уходят на содержание офиса и персонала.
Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB), которое проверяет целесообразность расходования средств, в целом одобряет инициативу президента.