Старые песни о главном
В эпоху президентства Петра Порошенко прибалтийский вектор внешней политики был одним из ключевых для официального Киева. Тесные контакты с прибалтийскими республиками позволяли Порошенко обыгрывать для внутренней аудитории тезис о наличии "мощной поддержки в Европе", а также экс-президент имел бизнес-интересы на прибалтийском направлении, владея кондитерской фабрикой Roshen в Клайпеде.
В связи с приходом к власти на Украине новой команды приоритет прибалтийского вектора во внешней политике снизился, пускай даже в отношениях со странами Балтии Киев сохраняет риторику времен Порошенко.
16 октября состоялся однодневный официальный визит Владимира Зеленского в Латвию. Накануне визита латвийский президент Эгил Левитс заявлял, что первая цель приезда украинского коллеги – личное знакомство, а официальная Рига хочет услышать от Зеленского позицию по Донбассу, Крыму и основам внешней и внутренней политики Украины. Здесь, впрочем, существенных изменений, как минимум на уровне риторики, у Зеленского по сравнению с Порошенко не произошло.
"Я благодарен за вашу солидарность, неизменную поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины, а также весомую практическую помощь в противостоянии российской "агрессии" и в вопросе возвращения "аннексированного" Крыма", – начал свою речь на совместном брифинге для прессы Зеленский.
Далее украинский президент отметил, что Украина наряду с Латвией и другими прибалтийскими республиками имеет свой "тяжелый опыт борьбы за свободу и независимость".
Также Зеленский упомянул, что с латвийским визави достигнуты договоренности о продолжении скоординированного взаимодействия двух государств в международных организациях, в том числе в вопросе противостояния "Северному потоку–2". Еще – пригласил латвийский бизнес инвестировать в украинскую экономику.
Собственно, всю эту риторику уже доводилось не единожды слышать из уст Порошенко. Ровно такие же тексты спичрайтеры писали для Порошенко, а Петр Алексеевич неизменно воспроизводил эти тезисы из поездки в поездку, не внося в них фактически ни малейших изменений и креативных новшеств.
Другое дело, что геополитические реалии сегодня несколько иные. Порошенко еще с конца 2016 года перестал даже имитировать заинтересованность в ключевом вопросе для Украине – мирного урегулирования в Донбассе, а у его преемника все еще есть возможность пересмотреть подходы к переговорному процессу и найти выход из "минского тупика".
Менее благосклонно ныне к официальному Киеву и франко-германское ядро Евросоюза, которое тяготится санкционным противостоянием и уже не готово закрывать глаза на манкирование Минскими соглашениями, что практиковалось Порошенко. В свою очередь нивелируется фактор поддержки Киева прибалтийскими республиками, чьи услуги "вахтера Евросоюза" в силу внутренних трансформаций в Европе становятся все менее востребованными.
Ничего личного, только бизнес
В то же время ранее уже отмечалось, что Зеленский и его окружение отличаются большим прагматизмом по сравнению с предшественниками. В разрезе латвийского вояжа Зеленского нотой прагматизма стало обсуждение проблем функционирования латвийского бизнеса на территории Украины. Порошенко таким "мелочам" внимания не уделял, полностью концентрируясь на военно-политических и идеологических вопросах.
Видимо, речь идет о проблемах латвийской компании TRI Management, владеющей на Украине двумя нефтебазами и сетью АЗС. Компания в 2016 году стала жертвой рейдеров, по сей день пытаясь добиться справедливости в судебных инстанциях. Накануне визита Зеленского в Ригу данную тему в информационном поле "подогрел" посол Латвии в Киеве Юрис Пойканс, призвав украинские власти защитить интересы латвийских инвесторов.
Президент Украины призывы услышал, заявив в Риге о том, что "за короткий период мы уже достигли позитива в некоторых делах латвийских компаний, подвергшихся попыткам рейдерства и беззаконию". Это – очевидный сигнал для украинских правоохранителей со стороны президента Зеленского, чьи дальнейшие взаимоотношения с латвийским истеблишментом, с высокой долей вероятности, будут зависеть в том числе от прогресса с TRI Management.
Не обошел Зеленский в ходе встречи с Левитсом тематику возврата на Украину денежных средств, которые "отмывали" через латвийские банки чиновники времен президента Виктора Януковича.
За день до визита Зеленского в Ригу Генпрокуратура Украины распространила сообщение о том, что латвийские судебные инстанции признали преступным происхождение средств на сумму более $30 млн, которые связывают с бывшими украинскими чиновниками, и решил конфисковать их.
Кроме того, продолжаются разбирательства относительно суммы примерно в $100 млн, которые "зависли" в латвийских банках в связи с их возможной принадлежностью к окружению Януковича, внесенного в западные санкционные списки. Сумеет ли госбюджет Украины заполучить вышеуказанные суммы, во многом будет зависеть от профессионализма аппарата Генпрокуратуры Украины.
Помимо этого, к процедуре возврата денег экс-чиновников Украины пристальный интерес наверняка проявит FinCEN (структура Минфина США по борьбе со "стиркой" денег), под чьим влиянием Латвия уже который год подряд теряет статус "тихой гавани" для капиталов из постсоветских стран. Но это уже предмет для совершенно иной дискуссии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.