Посольство США в Кишиневе распространило информацию о том, что молдавский олигарх Владимир Плахотнюк находится на американской территории и в отношении него предпринимаются действия по подготовке к депортации в Молдавию.
В определенной степени это знаковое событие, свидетельствующее о трансформации подходов Вашингтона к постсоветскому пространству.
Кроме того, депортация Плахотнюка в Молдавию – тревожный сигнал для бывшего украинского президента Петра Порошенко, который долгое время был политическим и бизнес-партнером молдавского олигарха.
Молдавские страсти
"Нам известно, что Владимир Плахотнюк находится в Соединенных Штатах, но в настоящее время проходит через административный процесс депортации. Данный процесс, включая допустимыми возможностями апелляции, часто может длиться долго", – говорится в заявлении пресс-службы посольства США в Молдавии.
Политик и бизнесмен Владимир Плахотнюк с начала 2010-ых годов был держателем контрольного "пакета акций" Молдавии, обладая серьезнейшим влиянием на все ветви и уровни власти. Однако сосредотачивая в своих руках все большее количество рычагов управления государства, нередко действуя за гранью законности, Плахотнюк становился все более одиозной фигурой, что вызывало недовольство не только среди молдавских элит, но и за рубежом.
После организованных прорумынскими и "проевросоюзовскими" силами погромов 7 апреля 2009 года в Кишиневе, которые стали предтечей падения "коммунистического режима Воронина", в Молдавии началась "твердая поступь проевропейских реформ".
Структуры Евросоюза и Совета Европы тогда ставили Молдавии в пример другим желающим евроинтегрироваться странам, призывая перенимать ее реформаторский опыт. Однако уже в 2015 начался пересмотр отношения европейских структур к Кишиневу.
Пять лет назад в статье для The New York Times тогдашний генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд назвал Молдавию "захваченным государством, которое должно быть возвращено гражданам". "Коррупция остается пандемией, а государство по-прежнему в руках олигархов, в то время как крайне низкие доходы вытолкнули сотни тысяч молдаван за границу в поисках лучшей жизни", – указывал Ягланд.
Раздражение внешних игроков в лице США, ЕС, РФ политикой Плахотнюка привело к тому, что летом 2019 они оказали негласную помощь коалиции проевропейских и пророссийских сил, которые отрешили олигарха от власти. Обладавший депутатским мандатом Плахотнюк был вынужден экстренно покинуть территорию Молдавии, а его активы в республике некоторое время спустя были арестованы. Осенью 2019 года олигарха объявили в международный розыск, молдавские правоохранители обвиняют его в отмывании денег в особо крупных размерах на протяжении 2013–2015 годов.
В январе нынешнего года в отношении Плахотнюка официальным Вашингтоном были введены персональные санкции. Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Плахотнюк "был замешан в коррупционной деятельности, которая подрывала верховенство закона и негативно сказывалась на деятельности демократических институтов в Молдавии".
Вслед за санкциями Плахотнюка ожидает выдача на родину, где он предстанет перед судом. Выходит, что США отказались от использования финансовых и политических возможностей Плахотнюка в игре против пророссийской власти Молдавии во главе с Игорем Додоном.
В условиях пандемии коронавируса, падения мировых рынков и приближающейся избирательной кампании в США администрация Дональда Трампа сбрасывает активы, которые даже в спокойные времена обладали сомнительной ценностью, а ныне и вовсе превращаются в обузу. В эту же логику укладываются действия Трампа по сокращению американского военного присутствия в мире.
В свою очередь падение интереса США к постсоветскому пространству на фоне серьезнейших вызовов глобального масштаба расширит пространство для маневра бывшим советским республикам как во внутренней, так и во внешней политике (в особенности тем, которые плотно вовлечены в западную орбиту влияния).
Для многих из них сегодняшняя ситуация "идеального шторма", когда коронавирус сопряжен с колоссальной просадкой мировых рынков, является шансом для оздоровления системы государственных финансов, реструктуризации государственного аппарата и силового блока, уменьшения влияния олигархических групп и внешнего управленческого контура, ликвидации многих коррупционных "кормушек" и так далее. Вопрос лишь в наличии политической воли для реализации данных шагов.
Что это значит для Порошенко
На "локальном уровне" история с Плахотнюком – это тревожный сигнал для бывшего украинского президента Порошенко, у которого были многочисленные закулисные договоренности, выходившие за рамки правового поля, с молдавским коллегой по олигархическому кооперативу.
Порошенко, обладая бизнес-активами в Молдавии, был вынужден идти на договоренности с молдавскими элитариями, не гнушаясь переступать черту закона. В сферу интересов Порошенко Молдавия вошла еще несколько десятилетий назад – в эпоху перестройки, где начинал коммерческую деятельность его отец, заложивший основу бизнес-империи будущего президента Украины.
Например, летом 2016 года украинские правоохранительные органы выдали Кишиневу Вячеслава Платона (гражданин Украины и Молдавии, входящий в топ-10 олигархов Молдавии) – вопреки нормативно-правовым актам Украины, запрещающим выдавать своих граждан третьим странам.
В том же году было организовано бегство в Молдавию судьи Днепровского районного суда города Киева Николая Чауса – согласно показаниям одного из бывших соратников Порошенко, к этому имела отношение личная охрана бывшего президента.
В ходе судебных разбирательств в делах Плахотнюка могут появиться на свет резонансные факты их сотрудничества с Порошенко. Интерес к ним должны проявить украинские правоохранители, ныне исследующие целый ряд эпизодов деятельности Порошенко на президентском посту.
Как бы там ни было, складывается удачная конъюнктура – от перекрытых границ до переключения внимания Запада исключительно на собственные проблемы – для того, чтобы Порошенко было вручено уведомление о подозрении в течение ближайших месяцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.