Теперь стали понятны обстоятельства, приведшие к возникновению этой неординарной новости. В Москве побывали сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов и секретарь Латвийского Комитета по правам человека Александр Кузьмин — оба также члены Штаба защиты русских школ. По приглашению депутатов Госдумы они приняли участие в заседании Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, где разъясняли российским законодателям детали неумолимо наступающей реформы образования.
Вот на этом заседании, обсуждая возможные ответные меры, депутат Павел Шперов и предложил ввести персональные санкции против мэра Риги «за фактическое потворство ликвидации в ЛР билингвального школьного образования». Другие депутаты отреагировали на это предложение неожиданно благожелательно. Характерно, что Шперов представляет в Госдуме Крым — то есть примеры предательского поведения со стороны псевдорусских партий он, как бывший украинский гражданин, имел возможность наблюдать лично всего четыре года назад.
Само такое предложение родилось у крымского депутата после того, как гости из Латвии упомянули противодействии, которое приходится преодолевать в борьбе за сохранение русских школ. В частности, был упомянут эпизод, когда подчинённый Рижской думе Дом конгрессов сначала долго тянул с заключением договора на проведение Вселатвийского родительского собрания, а потом и вовсе отказал в аренде по спешно придуманному и совершенно идиотскому поводу.
Разумеется, не стоит ожидать, что Ушаков прямо завтра станет невъездным. Обычно Россия старается не вводить в одностороннем порядке такого рода санкций в отношении зарубежных политиков — только в ответ на аналогичные действия другой стороны. Правда, тут может подвернуться оказия. Дело в том, что латвийский парламент по примеру Литвы намерен принять свой вариант «списка Магницкого». Произойдёт это ориентировочно в начале марта, Россия неизбежно ответит тем же — и в ответный список Ушакова уже вполне могут включить путём несложных интриг.
Но Госдума — только одна из «башен Кремля». Другие «башни» сотрудничеством до сих пор были вполне довольны. Все их пожелания, связанные в первую очередь с транзитом и Рижским свободным портом, Ушаков и "Согласие" всегда выполняли. А политической основой для хороших отношений была небезосновательная надежда на то, что партия вот-вот войдёт в правящую коалицию.
Однако и тут назревают изменения. Россия уже давно последовательно и систематически предпринимает усилия для развития собственных портов, чтобы не кормить транзитом недружественные страны. И оборот Рижского порта так же последовательно сокращается — а вместе с ним постепенно сокращается экономическая заинтересованность «башен».
Кроме того, именно транзит российские депутаты рассматривают в качестве первой жертвы в случае дальнейшего ухудшения отношений с Латвией. Так, Леонид Калашников, глава того самого комитета Госдумы, где обсуждали реформу нашего образования, предложил «принять меры экономического воздействия, например, ограничив транзит грузов через латвийские порты» — в том случае, если Сейм эту реформу примет. Другое его предложение — «введем налог на предпринимателей, которые поставляют свои товары через порт Риги, и будем эти деньги направлять на открытие там российских школ» — для Рижского порта также не подарок.
Политические основы для сотрудничества тоже слабеют. Пока была надежда, что Согласие войдёт в правительство, высказывания Ушакова об украинской принадлежности Крыма, симпатии к российскому оппозиционеру Немцову и даже разрыв отношений с "Единой Россией" воспринимались со сдержанным пониманием.
Но сейчас, когда популярность партии среди русских избирателей очевидно слабеет, когда резко уменьшаются шансы не то чтобы увеличить, а просто сохранить прежнее представительство в Сейме — а значит, и войти в коалицию — все эти вольности воспринимаются совсем иначе.
По мере развития ситуации в Латвии баланс между «башнями Кремля» вполне может измениться и — глядь! — Нил Ушаков обнаружит себя под российскими санкциями вместе с каким-нибудь Домбравой или Шадурским. Чем чёрт не шутит, может там, под санкциями, они и составят коалицию, о которой так долго мечталось "Согласию".
А пока Ушаков отреагировал на эту новость в стиле «ябедничать не хорошо». Оказывается, он не понимает людей, которые рассказывают о проблемах Латвии депутатам парламента другого государства. «Если ты борешься за что-то в Латвии, ты обязан пытаться убедить в этом депутатов латвийского парламента», — сказал Ушаков, неоднократно бывавший в США, где обсуждал проблемы Латвии с депутатами американского парламента.