В прошлую субботу Вселатвийское родительское собрание решило направить письмо президенту Латвии с просьбой не подписывать поправки, которые направлены на уничтожение двухсотлетнего русского образования в Латвии. Президент нас услышал — и поправки немедленно подписал. Не поленился даже пожертвовать ради этого своим законным выходным днём.
Тем самым ситуация для нас резко упростилась. Теперь, когда поправки вступили в законную силу, у нас есть только две возможности. Либо мы покорно это принимаем и тогда русским школам конец — а это означает конец русской общине на горизонте десятилетия. Либо мы боремся с врагом и побеждаем его.
Но чтобы победить врага, сначала надо определиться, кто именно им является. Для этого нам необходимо выяснить, являются ли латышские политики лучшей или худшей частью латышского народа.
Попросту говоря, необходимо понять, какая из двух возможных реальностей существует вокруг нас. Реальность первая — злобные латышские политики обманом втираются в доверие к доброму, но наивному латышскому избирателю, хитроумно запудривают ему мозги, получают его голоса, а после вопреки его воле стравливают с русскими соседями. Реальность вторая — чтобы войти во власть, латышские политики вынуждены угождать латышскому избирателю ради получения его голосов, а для этого наперегонки изобретают для нас с вами разные гадости.
Для этого давайте вспомним, как именно начался нынешний этап уничтожения русского образования. Летом прошлого года министр образования Шадурский объявил, что экзамены русские школьники будут сдавать только на латышском. Национальное объединение забеспокоилось, что Единство благодаря этой мелкой гадости получит слишком большую популярность у латышского избирателя — и тут же предложило перевести среднее образование исключительно на латышский язык.
Зелёные и крестьяне забеспокоились, что Нацобъединение благодаря этой крупной гадости получит слишком большую популярность у латышского избирателя — и тут же предложило сделать это как можно скорее, не дожидаясь выборов. Единство забеспокоились, что Нацобъединение и Зелёные благодаря этой крупной гадости получит слишком большую популярность у латышского избирателя — и тут же Шадурский заявил, что подумал об этом ещё раньше их всех и вообще, план уже давно готов.
А когда дошло до голосования в Сейме, то уже оппозиционные Объединение регионов и «От сердца Латвии» забеспокоились, что благодаря этой крупной гадости партии правящей коалиции заберут все симпатии латышского избирателя себе, а несчастным оппозиционерам не достанется ничего — и не только единогласно проголосовали за уничтожение русского образования, но и выступили с инициативой латышизировать даже детские сады.
Вывод очевиден — мы живём в такой реальности, где латышский избиратель с удовольствием отдаёт свои голоса только тем партиям, которые наиболее активно и изобретательно гадят нам с вами. А латышские политики для получения голосов латышского избирателя вынуждены старательно изощрять весь свой креатив, чтобы изобретать всё новые и новые варианты нашего унижения — что, впрочем, не отменяет того обстоятельства, что большинству латышских политиков это явно доставляет удовольствие.
Можно долго спорить, насколько желание быть жестоким, издеваться и унижать свойственно латышам в целом. История латышских чекистов и латышских эсэсовцев, решения политиков времён Улманиса и решения политиков нынешних, серебряная медаль в европейском Холокосте (уничтожено 89,5% довоенной общины; на первом месте Литва с 90%) как бы подсказывает, что скорее свойственно, чем нет. А недавнее высказывание Шадурского — "чрезмерная толерантность и эмпатия были риском для латышского государства, и мы обязаны предпринять все усилия, чтобы это устранить" — способно быть отличной иллюстрацией для подтверждения этой версии.
Впрочем, всё вышеизложенное вовсе не следует понимать так, будто вообще не существует латышей, осуждающих уничтожение русского образования. Наверняка каждый из нас знает хотя бы парочку таких, которые по этому поводу сочувственно дёргают щекой или дружественно молчат — но не более того. Высказаться вслух, а тем более публично заявить свою позицию, осмеливаются единицы. Скажем, на Вселатвийском родительском собрании их выступило четверо — и, пожалуй, в Латвии больше таких смельчаков мы не найдём.
И что же говорили эти четверо? Ни в коем случае не сдавайтесь, говорили они. Защищайте свои права решительно, победа будет за вами, говорили они. И освободите нас от этой нацистской заразы, потому что сами мы с этим не справимся, говорили они. А один из них, католический пастор Константин Боярс, даже воспользовался своими религиозными полномочиями и прямо благословил нас на борьбу.
Итак, противник обозначен. Это наши соседи по стране — подавляющее большинство латышского избирателя, страдающего ксенофобией, шовинизмом, нацизмом и обычной глупостью, а также избранные ими политики. Как показывают последние события, находиться в одной стране с соседями, зараженными таким сложным коктейлем опаснейших вирусов, чрезвычайно опасно для нас и наших детей. Поэтому, если только мы хотим продолжать жить здесь, нам придётся предпринять целый ряд чрезвычайных мер для того, чтобы привести наших соседей в чувство.
Нам придётся опозорить наших соседей перед всем миром, вынести сор из избы, причём в очень больших количествах. Это митинги и шествия, пикеты и школьные забастовки — как можно более частые и многочисленные. И да, нам всем придётся по первому зову ходить на все эти мероприятия, как на работу. А иногда, при необходимости, даже пожертвовав ради своих детей и работой, и отдыхом. Потому что никто, кроме нас, заботиться о наших детях не будет.
Подписывать письма в различные международные и европейские инстанции тоже можно, но надо понимать — добиться своей цели исключительно с помощью таких нехлопотных мероприятий не удастся. Если наше недовольство не подкреплено массовыми акциями, всерьёз его никто не воспримет.
Очередную такую акцию Штаб защиты русских школ проводит завтра, 4 апреля — шествие рассерженных родителей к президентскому дворцу стартует в 17.00 от Пороховой башни. Мы пойдём туда, чтобы выразить презрение к обычному латышскому президенту, который оказался клятвопреступником.
Ещё нам придётся ударить наших соседей по карману. Судя по всему, уже сегодня российская Государственная дума примет заявление «О недопустимости ликвидации школьного образования на языках нацменьшинств в Латвии». Кроме осуждения в адрес латвийских властей и слов солидарности с нашими протестами, в заявлении будет указано, что «действия латвийских властей, нарушающие права и свободы наших соотечественников, должны повлечь за собой применение специальных экономических мер». Специальные экономические меры — так в российском законодательстве вежливо обозначены санкции.
Этот пассаж очень хорошо соответствует одному из требований, что единогласно приняло Вселатвийское родительское собрание в своей резолюции: «От иностранных государств и международных организаций: решительно осудить преднамеренную дискриминацию национальных меньшинств в Латвии; ввести в отношении Латвии политические санкции за данные действия, а также персональные санкции в отношении всех лиц, к этому причастных».
Штаб защиты русских школ намерен помочь Государственной думе с выбором объектов для санкций. Мы составим список физических и юридических лиц, причастных к уничтожению нашего образования. Это будут не только политики и партии, которые проголосовали «за», но и их спонсоры, а также связанные с ними предприятия.
Не секрет, что существенная часть денег, полученных латышскими партиями в качестве пожертвований, так или иначе заработаны благодаря сотрудничеству с Россией — экспорт, импорт, транзит, банки. Мы постараемся составить наиболее подробный список таких юридических и физических лиц, чтобы никто не ушёл обиженным.
Если же эти методы результата вообще не дадут, либо результата придётся слишком долго ждать, нам придётся обратиться к европейскому опыту. В первую очередь нас заинтересует Северная Ирландия, где уже двадцать лет мир, благодать и взаимное уважение. Где все эти годы в правящей коалиции присутствует партия Шинн Фейн — легальное крыло Ирландской республиканской армии. И именно благодаря присутствию Шинн Фейн в парламенте и правительстве — её вооружённому нелегальному крылу ИРА совершенно нечего делать.
Вот пусть и у нас будет так.