Еще весной прошлого года фаворитами гонки были латышские спецслужбы с их арестами наиболее активных представителей местной русской общины. Под раздачу тогда попали журналисты Алексеев и Линдерман, доктор экономики Гапоненко, защитник русских школ Козырев. Всех четверых скопом "заподозрили" в антигосударственной деятельности, заодно и работе на Кремль. Но в итоге рижских бунтарей постепенно выпустили из казематов, правда, под полицейский надзор, что тоже не сахар – с запретом выезда за пределы страны, не говоря уже о необходимости отмечаться в участке…
Резидент открытых источников
Осенью 2018 ранее невиданный шпионский скандал разразился уже в Литве. Литовские правоохранительные органы на пресс-конференции в декабре прошлого года сообщили о разоблачении в стране целой шпионской сети из более десяти человек. Народ, конечно, ахнул. А когда было раскрыто имя главного подозреваемого "шпиона", ахнули уже не только в Литве.
Им, по утверждению органов, оказался главный диссидент литовской республики – Альгирдас Палецкис, бывший дипломат, бывший вице-мэр Вильнюса, бывший орденоносец и бывший лидер созданной им литовской левой партии "Социалистический народный фронт" (СНФ), выступавшей против возрождения нацизма в стране. Простите, что так много раз использовала слово "бывший", но дело в том, что Палецкис уже давно был отлучен и от дипломатической работы, и от госслужбы, и от мэрии, и даже от ордена за заслуги перед Отечеством.
Это случилось с известным литовским публицистом и политиком еще в 2012 году, когда в одном из интервью он публично заявил, что во время известных трагических событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни, в ходе которых погибли 14 мирных жителей, "все было не так уж однозначно". "Как теперь выясняется, свои стреляли в своих", – сказал Альгирдас Палецкис, абсолютно уверенный, что в свободной европейской стране, какой считал родную Литву, он спокойно может высказывать свою точку зрения. Как бы не так!
Палецкис был привлечен к суду за "отрицание советской агрессии против Литвы", признан виновным и был вынужден выплатить штраф в размере трех тысяч евро. К тому же он лишился и всех своих прежних регалий и заслуг.
Естественно, еретику был полностью перекрыт доступ к любой государственной службе. Из своей партии Альгирдас вышел в начале прошлого года, решив сосредоточиться на исторических исследованиях.
Остается только гадать, почему литовские власти решили назначить на роль главного шпиона человека, который по определению не имел возможности даже на пушечный выстрел приблизиться к каким-либо государственным секретам, представляющим интерес для иностранной разведки. Все "секреты" для своих исследований он мог брать только из открытых источников.
А вот тут попадание в точку! Журналистам так и пояснили: задержанные якобы шпионили на Москву, используя публичные источники. Доказательства во время обысков у всех фигурантов были собраны – компьютеры, телефоны, планшеты.
Премьер-министр страны с говорящей фамилией Сквернялис высоко оценил усилия литовских правоохранительных органов и разведки, заверив, что и впредь будет выделять этим ведомствам большое финансирование, чтобы пресечь все поползновения… сами знаете кого.
Судя по его словам, глава правительства был весьма удовлетворен размахом проведенной операции. Учитывая, что на предстоящих в мае этого года президентских выборах в Литве именно он метит на место Грибаускайте, мировая слава непримиримого борца с российской агрессией пришлась претенденту весьма кстати…
"Свободу Палецкису!"
Власти скрывали от общественности арест Палецкиса в течение двух месяцев, его родные тоже хранили молчание, видимо, под давлением следствия. А самому политическому узнику был назначен государственный адвокат, о котором мало кто слышал и знал. Тогда-то друзья Альгирдаса и соратники-антифашисты забили тревогу.
В нескольких странах по призыву Латвийского антинацистского комитета прошли различные акции в защиту Палецикса – Латвии, Эстонии, Белоруссии, Молдове, Грузии. В Литве на пикет у парламента встали его сопартийцы из СНФ во главе с лидером литовских антифашистов Гедрюсом Грабаускасом. Они требовали прекратить политические преследования, в их руках также были плакаты против нацизма, войны и русофобии.
Спустя пару дней после акции антифашистов в некоторых литовских СМИ появилась информация, проливающая свет на "шпионское дело". Кроме того, адвокату Эрику Павловичу, предоставленному Палецкису от СНФ Литвы, удалось побывать в следственном изоляторе и пообщаться с Альгирдасом. Обо всех этих новостях у наших литовских соседей портал Baltnews.lv попросил рассказать лидера СНФ Гедрюса Грабаускаса.
– Гедрюс, Вам удалось узнать, в чем конкретно обвиняют Палецкиса и других фигурантов дела?
– Да, уже немного обрисовались контуры обвинения. Как это произошло? Дело в том, что в середине января наш товарищ, член правления СНФ Павел Жевжиков, наконец, получил постановление об обыске, проведенном месяц назад в его рабочем кабинете и в квартире.
Не удивляйтесь, у нас это уже такая традиция – люди получают документы через три-четыре недели после обыска. А документ очень интересный! Из него видно, что Павел Жевжиков, Альгирдас Палецкис и еще несколько человек подозреваются в том, что они якобы собирали информацию о прокурорах и судьях, которые участвовали в расследовании уголовного дела по событиям 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни.
Также указано, что информация о работниках правоохранительных органах Литовской республики, возможно, собиралась по заданию представителя ФСБ России. И – внимание! – высказывалось предположение, что информация собиралась с целью похищения этих прокурорских и судейских работников. В связи с этим провели обыск у Жевжикова Павла, который якобы тоже втянут в выполнение этого задания. В его кабинете искали документы и вещи, связанные с иностранной разведкой.
– Практически полный комплект разведчика! И что нашли?
– Во время обыска у него изъяли всю его компьютерную технику и информационные носители. А также книги, журналы, документы. Сейчас литовское гестапо, видимо, занимается изучением изъятого и поиском "шпионских" следов. Я надеюсь, публичность и предание огласке этой абсурдной версии все же поможет предотвратить задумку властей по огульному обвинению Палецкиса.
Задержан по дороге в Латвию
– А Альгирдаса как задержали?
– Это случилось в конце октября. Видимо, за ним следили. Дождались, когда он на автомашине выехал по своим делам из Вильнюса, и задержали на дороге, ведущей в Латвию. Скажу вам как человек, который сам не раз подвергался подобным преследованиям со стороны нашей полиции, что все это шпионское дело – откровенная и грубая фальсификация! Но по отношению к Палецкису оно проводилось в жесткой и наглой форме. Его взяли далеко от дома, чтобы не было свидетелей, не дали ему позвонить, не предоставили нормального адвоката, скрывали почти два месяца сам факт задержания нашего товарища, видимо, надеясь, что в тюрьме он сломается и согласится на все их условия.
– Адвокат рассказал, как проходила его встреча с Палецкисом в тюрьме?
– Да, по его словам, Альгирдас выглядит неплохо. Он не был подавлен или сломлен – нет! Хотя ему вменяется довольно тяжкая статья – 119 ст. УК, то есть шпионаж. Статья предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 15 лет.
По мнению Палецкиса, за его арестом, скорее всего, стоит нынешний глава литовского правительства Сквернялис, который на этом громком деле хочет сделать себе предвыборный пиар. Поэтому Альгирдас думает, что раньше мая его не освободят.
На условия содержания он не жаловался, его держат в отдельной камере, что его устраивает, питание там тоже сносное. По моей просьбе адвокат интересовался, не оказывают ли на него давление – физическое или иное, чтобы он давал признательные показания. Но Альгирдас сказал, что этого пока не было. Он благодарил всех людей, которые выступили в его защиту, был рад нашей поддержке. На словах просил передать, что его преследуют по политическим мотивам, но он ни в чем не виновен, никаких преступлений не совершал.
– Гедрюс, а как в литовских СМИ освещается "шпионское дело"?
– Поначалу информация подавалась преимущественно в информативном или в негативном ключе. Были злорадные высказывания со стороны правых радикальных партий. Они, конечно, утверждали, что Палецкиса давно уже надо было посадить.
Но сейчас я вижу некоторый переломный момент. Это связано в том числе и с публикацией в СМИ этих документов о "слежке группы Палецкиса за судьями и прокурорами". Многие подвергают сомнению эту мутную версию. Даже ярые оппоненты Палецкиса пишут о нелепости выдвинутых шпионских подозрений. Люди задаются вопросом, как он собирался похищать людей, – неужели в фуры их забрасывать и гнать в Россию? Это вообще какая-то африканская версия. Альгирдас – абсолютно нормальный, адекватный человек, очень интеллигентный, спокойный, доброжелательный. А тут из него гангстера какого-то решили сделать!
Ностальгия по единомыслию?
– Но в деле не только же он фигурирует?
– Другие "шпионы" – тоже вполне приличные люди. Один, например, Бертаускас – бизнесмен, акционер нескольких предприятий, которые занимаются международной оптовой торговлей мясных продуктов. Вот зачем ему похищать прокуроров для иностранной разведки? Голливуд какой-то! А человек между тем тоже в СИЗО сидит.
Его партнер Вайдас Прунскус, сын знаменитой в Литве Казимиры Прунскене, тоже провел несколько часов на допросе в полиции, но его все же пока отпустили. Люди уже много лет занимаются успешными бизнес-проектами. Как можно вообразить, что они будут профессионально шпионить, как агенты-нелегалы? Все это дело "шито белыми нитками", и делается по заказу каких-то влиятельных политических групп.
– А Вы не связываете эту спецоперацию с предстоящим в феврале в Вильнюсе судебным процессом по обвинению 58 россиян, в том числе и маршала Язова, в кровавых столкновениях у телебашни 13 января 1991 года?
– Не исключено. Нашим властям за эти годы все же не удалось добиться единомыслия. В Литве немало людей, которые, как и Палецкис, сомневаются в официальной трактовке тех событий. Почему бы не объявить их "врагами народа", работающими на враждебную иностранную разведку?
– Гедрюс, Вам ведь тоже довелось пройти через похожие обвинения?
– Мы являемся оппозиционной общественной организацией, выступаем с резкой критикой правящего режима, не раз высказывались против присутствия баз НАТО в Литве, против возрождения нацизма в стране, против героизации виновных в Холокосте. В 2015 году в отношении меня и еще десятерых моих товарищей было заведено несколько уголовных дел, нас обвиняли в антиконституционной деятельности. Были обыски, допросы, целенаправленная компания клеветы. В документах спецслужб нас именовали всякими грозными терминами, заверяли, что мы ведем подрывную деятельность, гибридные войны и тому прочее. Но в судах дело развалилось как карточный домик.
И в декабре 2018 года Верховный суд, наконец, полностью меня оправдал. Но на протяжении четырех лет я подвергался жесткому преследованию за свое инакомыслие. Выдержать это было непросто. Кстати, моим адвокатом все эти годы был Эрик Павлович, которому мы сейчас предложили стать защитником Палецкиса. Надеемся, что Альгирдас согласится на это. Меня оправдали, но двоих моих товарищей все же осудили на 9 месяцев условно, правда, не за "гибридную войну", а "за разжигание ненависти в отношении военных НАТО", которые находились в Литве.
– Разве такая статья уже есть в литовском Уголовном кодексе?
– Здесь использовалась статья 170 УК – разжигание ненависти по отношению к группе лиц. Суд попросил двух специалистов-лингвистов дать экспертную оценку антивоенным публикациям.
Один эксперт – опытный специалист, женщина, которая уже тридцать лет занимается лингвистической экспертизой. Она написала, что в тексте выражено гражданское мнение человека, не разжигающее ненависть. А второй эксперт, помоложе, посчитал, что такие публикации могут вызвать у населения ненависть к военным НАТО.
Автора текста, гражданского активиста из регионального антивоенного движения "Будем Едины" Олега Титаренко признали виновным, хотя он выступал за дружбу с соседними странами, за развитие культурных связей и традиций между русским и литовским народами. Но был обвинен в разжигании ненависти. Таковы парадоксы нашей жизни!
Продолжение следует?
Когда эта статья уже была подготовлена к печати, Гедрюс Грабаускас сообщил, что против него начинается новая обвинительная компания – за то, что он активно выступает против героизации "лесных братьев", виновных в литовском Холокосте и убийствах мирных жителей в годы немецкой оккупации. На этой неделе несколько депутатов Сейма Литвы уже подали заявление в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против Грабаускаса за очернение памяти народных героев…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.