Сигнал к диалогу
"Речь идет не о дипломатической победе Москвы, речь идет о победе здравого смысла", – так прокомментировал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков резолюцию ПАСЕ, восстанавливающую все полномочия РФ в этой организации. Поддержав ее, большинство европейских стран приняло прагматичное решение по возвращению России права, которых она была лишена в 2014 году из-за крымских событий.
Возвращение российской делегации к полноценной работе в Ассамблее может стать первым шагом к остановке "санкционного маховика", принесшего обеим сторонам немалые политические и экономические издержки. Конечно, европейские лидеры не могут публично признать допущенную пять лет назад ошибку при выборе риторики. Но с этой резолюцией они получили хорошую возможность для начала восстановления отношений с Москвой – и не только в рамках работы ПАСЕ. Какие еще объединения могут признать свою неправоту и попросить Россию вернуть?
1. "Большая семерка", G7
"Нам нужна Россия, чтобы решать проблемы", – так в июне 2019 года сопредседатель фракции Левой партии в Бундестаге Сара Вагенкнехт высказалась о необходимости возвращения России в состав "Большой восьмерки" (G8). Сегодня в G7 – неформальное сообщество экономических развитых держав – входят Германия, США, Канада, Япония, Франция, Великобритания и Италия. Однако существующие противоречия между странами все чаще заставляют поднимать вопрос о необходимости возвращения в этот "джентльменский клуб" России, исключенной оттуда весной 2014 года.
Дело в том, что позиции США и остальных стран "Большой семерки" по вопросам экологии, внешней политики и торговли все чаще и сильнее расходятся. Действия Соединенных Штатов, вроде введения пошлин на европейскую сталь и алюминий, выглядят "оскорбительно" для их партнеров. Возвращение же в организацию России, как говорит госпожа Вагенкнехт, стало бы "противодействующей силой для проведения контрполитики".
Возможно, недовольство политикой Америки и понимание того, что с Россией нужно восстанавливать полноформатное сотрудничество – хотя бы для противовеса давлению США, в будущем приведут к возобновлению общей работы над глобальными проблемами на этой площадке.
2. Совет государств Балтийского моря
Необходимость взаимодействия с Москвой очевидна не только на глобальном, но и на региональном уровнях – и это признают даже в странах Балтии, известных своей антироссийской риторикой.
В 1992 году географическое соседство на Балтике и ряд общих вопросов привели к созданию Совета государств Балтийского моря (СГБМ). В это объединение вошли Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия и Швеция, а также представитель Евросоюза. Однако в 2014 году этот формат потерял свою актуальность в силу ухудшения отношений между Россией и другими странами регионального объединения.
Сегодня встречи сторон проходят преимущественно в формате министерских сессий. Тем не менее в июне 2019 года российская делегация на министерской встрече СГБМ в Юрмале выступила за возобновление регулярных встреч глав правительств стран Балтики. Официальным лицам будет что обсудить: от улучшения деятельности совета до развития многосторонних форматов сотрудничества в регионе.
Так что сегодня кооперация в Балтийском регионе может помочь "перезагрузить" взаимоотношения между Россией и странами Балтики в частности и ЕС в целом. А площадка СГБМ как нельзя более для этого подходит.
3. Организация экономического сотрудничества и развития
Особое место в системе международных институтов занимает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она объединяет развитые экономики мира, ставя своей задачей улучшение экономических и социальных показателей через обмен опытом. Взаимодействие России с ОЭСР началось в 1994 году, но до сих пор прием России в нее не завершен, так как этот процесс был отложен в марте 2014 года.
Сегодня речь о прекращении сотрудничества с Москвой не идет. Россия является участником нескольких рабочих групп ОЭСР, которые затрагивают в том числе сферы налогов, предпринимательства и промышленности, инноваций, туризма, противодействия коррупции. Так, в мае этого года Россия ратифицировала многостороннюю Конвенцию по налоговым соглашениям, разработанную странами-участниками объединения.
Улучшение отношений с ОЭСР позволит нарастить участие России в международном процессе выработки экономических и политических правил и норм, продолжая интеграцию в международные экономические процессы.
4. Парламентская ассамблея НАТО
Благодаря позитивному для России решению депутатов ПАСЕ появилась надежда, что диалог между Москвой и странами Запада возобновится и в рамках Парламентской ассамблеи НАТО (ПА).
Созданная в 1955 году для обсуждения вопросов безопасности законодателями стран-членов Североатлантического альянса, Ассамблея также прекратила сотрудничество с Россией в 2014 году. До этого делегация Федерального Собрания РФ в ПА обладала статусом ассоциированного члена с правом выступлений и внесения поправок в документы организации – но без права голоса.
26 июня 2019 года президент Ассамблеи Мадлен Мун заявила, что ПА НАТО не собирается возвращать России статус наблюдателя. Это решение закрывает еще одно окно возможностей, что весьма критично на фоне ситуации, когда Москва и Вашингтон обвиняют друг друга в развале ДРСМД и готовятся к военным методам сдерживания противника.
Тем не менее сторонам придется вернуться к вопросу о сотрудничестве. Пусть эта задача сегодня и выглядит утопичной, но полный отказ от обсуждения будущего отношений России и НАТО чреват повышением рисков безопасности и возможным полноценным конфликтом между сторонами.
Выход из тупика
Безусловно, разногласия по принципиальным вопросам в любом случае сохранятся в среднесрочной перспективе.
Однако странам Запада необходимо улучшать стратегическую дискуссию с Россией – как минимум, на фоне нарастающих разногласий между ЕС и администрацией Белого дома. Этого требуют и бизнес, и интересы европейской безопасности, и понимание общей бесперспективности текущего курса по отношению к Москве.
"Принятая резолюция говорит о том, что европейцы хотят все же строить Европу с Россией", – прокомментировал немецкий журналист-международник Александр Рар. И очевидно, что площадки для этого диалога существуют.
Бывший президент Украины Петр Порошенко, говоря о решении, принятом ПАСЕ, заявил, что существует риск "эффекта домино" в вопросе снятия антироссийских санкций.
Что же, сегодня действительно проявляется тренд усиления политических сил, которые считают неконструктивной текущую политику в отношении России. И если понимание того, что с Россией нужно восстанавливать полноформатное сотрудничество, возобладает, то это, несомненно, позитивно скажется на глобальных геополитических и экономических процессах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.