Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш поделился планами Евросоюза по финансированию Латвии. На заседании Национального совета по трехстороннему сотрудничеству представители Центра межведомственной координации рассказали о разработке национального плана развития до 2027 года (NAP2027), сообщил BB.lv.
Профсоюзы высказали свои опасения по вкладам средств в некоторые отрасли: образование, науку и транзит. В ответ на их заявления Кариньш пояснил, что сам план – это выбор вектора экономического развития внутри Латвии, а реальное финансирование связано с многолетним бюджетом ЕС, который находится в стадии разработки.
Но, по словам Кариньша, уже сейчас можно говорить том, что финансирование ЕС на реализацию политики сплочения (кохезии) в Латвии сократится на один миллиард евро относительно текущего многолетнего бюджета.
Кариньш назвал несколько причин сокращения: выход Великобритании из состава Европейского союза, активный рост латвийской экономики и поднятие ее рейтинга в классификации ЕС и сокращение программ кохезии и сельского хозяйства в пользу других отраслей.
По словам Кариньша, сокращение финансирования надо воспринимать положительно, как признак того, что Латвия демонстрирует экономический рост и выходит на новый уровень конкуренции. Но скорость развития Латвии и остального мира не совпадают, признал премьер.
"Мы должны думать, как конкурировать в более широком масштабе. NAP2027 показывает, что нам нужно менять привычки, что мы должны подключаться к новой реальности. Для железа денег будет меньше, а для инноваций с более высокой добавленной стоимостью – больше", – дал напутствие Кариньш.
Одним из главных принципов ЕС остается политика кохезии. Она предполагает, что самые богатые страны спонсируют соседей с более слабыми экономиками. Таким образом, страны делятся на "доноров" и "иждивенцев", этот принцип остается стабильным на протяжении долгих лет, определяя политику и экономику ЕС.
Фонд кохезии способствовал росту экономики стран-иждивенцев, например, в Средиземноморье, в Ирландии и постсоциалистических республиках, которые вступили в ЕС в 2004 году. Страны-доноры же охладевают к Фонду кохезии, в том числе из-за коррупции в странах-получателях.
В 2017 году Евросоюз на 23,9% сократил финансирование программ поддержки стран Восточной Европы. После принятия нового семилетнего бюджета ЕС в 2020 году возможен полный отказ от выделения средств из структурных фондов ЕС для стран "Новой Европы".