Евросоюзу удалось договориться о бюджете на 2020 год. Брюссель увеличил расходы на защиту климата, борьбу с безработицей среди молодежи и внедрение цифровых технологий.
По данным Reuters, на сокращение "экономических и социальных различий" между европейскими регионами ЕС планирует потратить 59 млрд евро. Кандидату на вступление в Евросоюз в лице Турции помощь уменьшили. Деньги решили перенаправить туда, где они действительно необходимы, пояснил комиссар Евросоюза по бюджету Гюнтер Эттингер.
Бюджет на 2020 год вызвал значительно меньше споров и разногласий, чем бюджет на 2021–2027 годы.
Депутат Европарламента от Польши Яцек Сариуш-Вольский не исключил, что Варшава наложит вето на новый финансовый план ЕС на ближайшие семь лет, если сокращение расходов чрезмерно затронет республику, об этом сообщает ТАСС.
Сократят, возможно, четверть средств еврофондов.
"Сокращения, предложенные Европейской комиссией в семилетнем бюджете ЕС, особенно затрагивают страны Центральной Европы. Кроме того, существуют дополнительные сокращения, основанные на произвольной и политически мотивированной оценке так называемого верховенства закона. В случае Польши сокращения составляют 23%. Это причина для вето, а бюджет требует единогласия", – пояснил Сариуш-Вольский.
"Переговоры по бюджету ЕС углубляют разногласия между Востоком и Западом, а также показывают противоречия в Вишеграде (Вишеградская группа – прим. Baltnews) в ситуации, когда необходимо единство", – добавил он.
Финансирование бюджета на 2021–2027 годы должно сократиться по меньшей мере на 13 млрд евро в год из-за выхода Великобритании из ЕС.
Не удалось договориться
Европарламент не смог договориться с Евросоветом по семилетнему бюджету и решил заморозить переговоры. Об этом говорится в заявлении ЕП.
"После того, как совет не смог добиться прогресса по своему предложению относительно многолетнего бюджетного плана на 2021–2027 годы, лидеры политических групп в Европарламенте решили приостановить большую часть переговоров. Они также приостановили переговоры о временных или частичных соглашениях, дав понять, что "ничего не согласовано, пока все не согласовано", – цитирует его ТАСС.
За время, пока бюджет еще активно обсуждался, среди стран ЕС появились "группы по интересам".
Группа одного процента
Австрия, Дания, Германия, Нидерланды и Швеция – страны, которые хотели бы видеть меньший бюджет после выхода Великобритании из Евросоюза. Расходы нужно ограничить до 1% валового национального дохода Союза, считают они. При этом те же пять стран хотели бы сохранить "скидки" – сокращение своих взносов – даже после Брексита, уточняет Politico.
Пятерка высказывается в поддержку увеличения расходов на исследования и миграционные проблемы, а также сокращения расходов на традиционные сферы – сельское хозяйство или политику сплочения.
Сплоченные
Болгария, Хорватия, Чехия, Кипр, Эстония, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Мальта, Румыния, Словакия, Словения, Испания – 17 стран, в основном восточных и южных, борются за сохранение финансирования регионального развития. Как утверждают дипломаты, эта фракция в переговорах по европейскому бюджету – одна из наиболее влиятельных.
Еврокомиссия намерена сократить региональные фонды таких стран, как Польша и Эстония, почти на четверть по сравнению с последним семилетним бюджетом.
Финляндия, председательствующая сейчас в Евросовете, предложила еще больше урезать фонды кохезии, предназначенные для выравнивания экономических различий между странами, в пользу сельского хозяйства.
Клуб красивой цифры
Хорватия, Италия, Литва, Мальта, Румыния, Словакия, Словения, Испания – подгруппа, выходящая из предыдущей группы стран. Помимо защиты расходов на сплочение, они настаивают на том, чтобы бюджет был установлен на уровне 1,11% ВНД (внутренняя норма доходности – прим. Baltnews) – размера, предложенного Комиссией. Для ряда стран 1,11% – идеальное число, для других – абсолютный минимум, который они готовы принять.
Несколько других государств позиционируют себя выше, чем "альянс 1,11%": например, Эстония и Венгрия выступают за 1,16%, в то время как Португалия говорит, что она открыта для компромисса от 1,11% до 1,3%.
Сочувствующие фермерам
В этой группе – Австрия, Болгария, Кипр, Чехия, Хорватия, Эстония, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Испания и Мальта.
Подавляющее большинство стран ЕС опасаются гибели своих фермерских отраслей. Этот альянс по поддержанию расходов на сельское хозяйство на нынешнем уровне, во главе которого находится Париж, уже повлиял на переговоры.
Сельское хозяйство в настоящее время получает порядка 35% от общих расходов из бюджета ЕС, и Еврокомиссия предложила сократить эту долю примерно до 28% в течение следующих семи лет, чтобы сосредоточиться на "более новых" приоритетах, включая исследования, оборону и миграцию.
Озадаченные демократы
Дания, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Швеция образуют неформальную группу, объявившую, что не будет утверждать проект бюджета, если он не увязывает распределение финансирования с соблюдением верховенства закона.
Члены этой фракции – в первую очередь, более богатые страны. По этой причине группа очень влиятельна. Вместе с тем Венгрия и Польша неофициально объединены задачей заблокировать инициативы этой группы, способной приостановить финансирование ЕС из соображений все того же верховенства закона.
Почему плохо не быть бедным
По мнению Брюсселя, Латвия – больше не бедная страна, и поэтому финансирование кохезии может сократиться на 22%. Об этом рассказал премьер-министр Кришьянис Кариньш. По словам Кариньша, сокращение финансирования надо воспринимать положительно, как признак того, что Латвия демонстрирует экономический рост и выходит на новый уровень конкуренции.
В то же время Кариньшу не стоит забывать, что именно еврофонды формируют более трети ВВП республики. Рост экономики страны обеспечен деньгами из-за границы. Это деньги, которые осваиваются, а не зарабатываются. Более того, осваиваются они не самым эффективным образом.
Как рассказала депутат Сейма Любовь Швецова, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), за 2018 год качество рассматриваемых Сеймом законопроектов и принятых законов в Латвии оказалось среди худших среди стран Евросоюза. Конкретно – по изначальному влиянию регулирования и оценке влияния политики. Это говорит о низком качестве работы парламентариев.
Принятый на 2020 год бюджет Латвии уже показал острую нехватку денег на такие ключевые области, как здравоохранение или образование. Министерство сообщения предупредило о наступлении "постных лет".
Об альтернативных источниках средств вместо иностранного финансирования правящие в Латвии едва ли думают – политики сложат свои полномочия куда раньше, чем закончится период планирования еврофондов. В таких условиях крайне непросто откликнуться на призыв Кариньша – и обрадоваться отсутствию денег.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.