Белорусская атомная электростанция (БелАЭС) готовится к запуску первого энергоблока уже в июле, а в августе планируется начать выработку электроэнергии, сообщил генеральный директор московского предприятия госкорпорации "Росатом" ПАО "Энергоспецмонтаж" Михаил Пинчук.
Но проект так и остается яблоком раздора для стран Балтии, которые не пришли к единому мнению по поводу проекта. Литва выступает против проекта и призывает Эстонию и Латвию присоединиться к ней и отказаться от покупки "грязной электроэнергии", а они не соглашаются.
Вильнюс уже объявил, что будет делать все, чтобы белорусская электроэнергия не попала на энергетический рынок страны, но "выкручивать руки соседям" – Латвии и Эстонии, чтобы они поступили аналогичным образом, Литва не будет. По крайней мере, до тех пор, пока не будет принято общее решение, которое всех устроит. Намерение Литвы бойкотировать БелАЭС поддержала Польша. Теперь дело за остальными.
"Литва по-прежнему принципиально добивается единой позиции стран Балтии в вопросе об ограничении торговли электроэнергией с небезопасных электростанций третьих стран", – заявил в среду премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.
Мнение
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в разговоре с Baltnews отметил, что отказ Латвии и Эстонии поддерживать Литву обусловлен экономическими причинами, которые при этом отвечают политическому раскладу, так как если бы, например, АЭС была российская, ни о каких закупках речи бы не шло. А вот Белоруссия – совсем другое дело.
"На самом деле, выгода от этого проекта понятна, потому что они могут получить электроэнергию по более низким ценам. Здесь есть экономический эффект, но я сильно сомневаюсь, что экономика в итоге будет перетягивать на себя это одеяло. Правда, если бы это была российская станция, то я думаю, что никакая экономика здесь не работала бы. А тут Белоруссия, Лукашенко с такой довольно антироссийской позицией. В этом плане как союзник России он совсем не выгоден, и получается политически вроде не так уж плохо".
Несмотря на то, что российское присутствие в БелАЭС есть, так как генподрядчиком строительства проекта является "Атомстройэкспорт", структура "Росатома", продавцом электроэнергии все равно выступает Белоруссия, указал эксперт.
"Поэтому здесь эту историю можно подтянуть под то, что Лукашенко от России вроде как немного отвязался, поэтому может быть и не так страшно, давайте у Белоруссии эту электроэнергию купим. Так что тут соображения сугубо экономические".
Что касается категорической позиции Литвы, она в какой-то мере обусловлена историческими обидами на то, что у Белоруссии есть АЭС, а у Литвы после вступления в Евросоюз ее нет и не будет, считает Симонов.
"У Литвы есть такая, что называется, родовая травма. В свое время у них была атомная станция, а у Латвии и Эстонии ее не было. У Литвы особое отношение к этой штуке, потому что они эту историю проецируют на свой случай: "У нас бы тоже могла быть атомная станция, почему же у нас ее нет, а была известная Игналинская АЭС, которую закрыли при вступлении Литвы в ЕС". ЕС тогда был очень агрессивно настроен по отношению к атому и требовал закрытия этой станции, Литва ее закрыла. Потом отношение к атому менялось неоднократно, и даже был проект новой атомной станции в Литве. Его и американцы поддерживали, но не получалось. ЕС не дал на это разрешение".
Теперь вместо Литвы на продаже электроэнергии будет зарабатывать Белоруссия, так как Латвия и Эстония вряд ли откажутся от такого удовольствия, как дешевое электричество.
Литва оказалась в глупой ситуации, считает эксперт: "Хотели свою станцию. Закрыли прежнюю, новую не построили, а теперь, получается, белорусы построили реактор и будут сейчас продавать электроэнергию той же Литве. Поэтому отношение особое".