Латвия занимает одну из самых низких позиций среди стран Европейского союза по оценке инноваций. Об этом свидетельствует обзор, опубликованный Еврокомиссией (ЕК).
Республика занимает 23-е место в рейтинге – на одно выше, чем в предыдущие годы, попав в число стран, называемых "умеренными новаторами".
Самое высокое место в этом рейтинге среди стран Балтии занимает Эстония – 12, Литва на 19-м месте. Лидером стала Швеция, за ней следуют Финляндия, Дания и Нидерланды.
Эксперты из Европейской комиссии оценили вклад Латвии в трех аспектах инноваций – финансы и поддержка, влияние инноваций на занятость, а также создание инновационной бизнес-среды. Согласно информации латвийского Министерства экономики, показатели страны остаются самыми низкими в частных инвестициях, в исследованиях и разработках, в малых и средних компаниях, которые занимаются внутренними инновациями, а также в количестве докторантов.
Индекс ЕК охватывает десять измерений, основанных на 27 наиболее влиятельных индексах для инноваций в таких областях, как человеческие ресурсы, привлекательная исследовательская система, благоприятная среда для инноваций, финансы и поддержка, бизнес-инвестиции, инновации, сотрудничество науки и бизнеса, интеллектуальные активы, влияние инноваций на занятость и продажи.
Негативный эффект на развитие финансовой отрасли в Латвии оказала война с банками. Отток молодежи не способствует влиянию инноваций на занятость, а "зашкаливающий бюрократизм" в головах чиновников не способствует инновациям в деловой среде. Об этом в разговоре с Baltnews сказал специалист по информационным технологиям Дэги Караев.
"О чем говорить, если руководителя ИТ-департамента крупной корпорации в первую очередь интересуют отчеты и своевременность установки галочки, а не работа с идеями и предложениями? Или бизнес-цель крупного ИТ-предприятия – 50% женщин-работниц, равные права для ЛГБТ, а не целевые показатели роста бизнеса или число патентов", – отметил он.
Говоря о том, что препятствует развитию инноваций в стране, Дэги Караев указал, что проблема в первую очередь в кумовстве, коррупции и бюрократизме.
"Нужны более продвинутые алгоритмы действий, но общество пресыщено "халявными" деньгами и не хочет усложнять себе жизнь. Если главным и единственным параметром выбора при закупках остается низкая цена, а не эффективность, цена эксплуатации и прочие "живые" характеристики, то о чем можно говорить? Как можно отремонтировать, например, мост, если безграмотные с технической точки зрения чиновники при рассмотрении смет будут оценивать только общую стоимость работ, а от анализа потребностей их останавливает совершенно формальное опасение "ответственности"?" – сказал эксперт.
Он подчеркнул, что для преодоления проблемы нужно сокращать количество чиновников и упрощать законы, открывая доступ к целевым задачам, а не пытаться отделаться формальными галочками.