Страны Балтии едины в своем желании интегрироваться в "Большую Европу" и максимально отдалиться от России во всех аспектах. В частности, к 2025 году Эстония, Латвия и Литва намерены выйти из кольца БРЭЛЛ, что якобы должно им помочь достигнуть "энергетической независимости". При этом "энергосуверенитет" прибалтов зависит от финансирования ЕС – хотя такой подход уже давно стал привычным делом.
Наследие прошлого
Электроэнергетические системы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (называемые электрическим кольцом БРЭЛЛ) работают в синхронном режиме еще с момента распада Советского Союза. Однако уже вскоре после появления соглашения о параллельной работе части северо-западного региона единой советской энергосистемы "Мир" стало ясно, что такое положение дел устраивает далеко не всех.
Странам Балтии хотелось и хочется иметь весь антураж самостоятельной жизни: не только границы, валюты и таможни, но и энергетическую независимость от столь нелюбимого ими соседа.
Изменения в сфере энергетики, тем более столь глобальные, являются делом долгим, кропотливым и весьма затратным. Поэтому и срок обретения желаемого не близок – пока странам Балтии придется оставаться частью БРЭЛЛ.
Впрочем, сказать, что процесс стоит на месте, тоже не получится. Так, в 2018 году три прибалтийские страны, Польша и Еврокомиссия подписали политическое соглашение о синхронизации электросетей стран Балтии с сетями континентальной Европы. Год спустя эти же участники одобрили дорожную карту по рассинхронизации энергосистем Прибалтики с Россией и ее синхронизации с континентальной частью ЕС через Польшу к 2025 году (когда запланировано окончательное прощание с БРЭЛЛ). Тогда Еврокомиссия выделила грант на инфраструктурные затраты, однако для полноценного перехода в новый режим работы этого явно было недостаточно.
Подарки от друзей
В ходе недавней пресс-конференции в Брюсселе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС выделит 720 миллионов евро на проект по синхронизации энергосистем Прибалтики с континентальной частью сообщества через Польшу к 2025 году. Это решение "сократит сверхзависимость региона от одного источника энергии, соединив его в полной гармонии с остальной Европой", подчеркнула она.
Разумеется, такую новость в Таллине, Риге и Вильнюсе восприняли с огромной радостью. "Присоединение электросетей Балтийских стран к материковой Европе укрепляет энергетическую безопасность Эстонии, Латвии, Литвы и Польши", – отметил эстонский премьер Юри Ратас.
Ратаса поддержал глава кабинета министров Латвии Кришьянис Кариньш, заявивший, что выделение средств электропередач поможет проекту "войти в заключительную фазу синхронизации линий электропередач между странами Балтии и остальными странами ЕС".
Выделенные средства пойдут на прокладку подводного кабеля Harmony Link между Польшей и Литвой, а также на строительство синхронных компенсаторов в странах Балтии. При этом проект получит максимально возможное финансирование от ЕС – 75%, а остальные средства должны будут предоставить сами страны. Остается, правда, угроза "проседания" бюджетов из-за коронавируса, который уже заставил отложить многие проекты на неопределенный срок.
Новая попытка
Говоря об энергетических проектах в Прибалтике, стоит помнить, что их единственной целью является отключение от российской энергетики. Вопросы экономической целесообразности отходят на второй план, как это было с запуском энергокабеля Nordbalt из Швеции в Литву в 2016 году. Тогда стоимость электроэнергии для потребителей резко увеличилась, но вряд ли это смутило местных политиков. В конце концов, будь их целью обеспечение стран дешевым электричеством, они не боролись бы с БелАЭС, которая отлично может справиться с этой задачей.
Кроме этого, даже возросшие счета на электроэнергию не смогут покрыть издержки на инфраструктурные работы. Эстония, Латвия и Литва просто не смогут позволить себе самостоятельно оплатить все эти кабеля и коннекторы.
Большую часть платит ЕС, техническая сторона за ENTSO-E (европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии), а прибалтам по сути, остается только политическая бравада – у их стран не те возможности, чтобы контролировать и направлять процессы. Как это сочетается с "энергетической независимостью" – вопрос открытый.
И, кстати, далеко не факт, что новое окажется качественнее старого. Литовская энергосмычка NordBalt, к примеру, работает с частыми перебоями. Но стоит повториться: это политический процесс, так что в Таллине, Риге и Вильнюсе просто закроют глаза на все технические и экономические трудности. Там готовы пройти путь к "энергосуверенитету" до конца – лишь бы достичь имиджевых результатов, как мы это уже видели на примере многих других отраслей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.