Нацистский провал: так Гитлер разрушил оборону Германии

© РИА Новости

Журнал The National Interest рассказал, какие ошибки, сыгравшие на руку союзникам, допустил Гитлер во время их высадки в Нормандии.

Запутанная командная структура

Хотя Роммель, глава группы армий "Б", отвечал за оборону Нормандии, он не был "верховным главнокомандующим" у немцев, как Эйзенхауэр – у союзников. Над Роммелем был главнокомандующий, западный фельдмаршал Герд фон Рундштедт и, конечно же, Адольф Гитлер. И немецкий флот, военно-воздушные силы и СС были также вне контроля Роммеля. Роммель не мог сделать самостоятельный ход, пишет The National Interest.

Первым делом девушки, а солдаты потом

Ряд ключевых немецких командиров отсутствовал на своих постах в первые критические часы 6 июня 1944 года. Веря в то, что союзники не смогут прорваться из-за сильного шторма на 5 июня, адмирал Теодор Кранке, командующий военно-морскими силами на западе, направился в Бордо. Генерал-майор Эдгар Фейхтингер, командир 21-й танковой дивизии, поехал в Париж, чтобы повидаться со своей любовницей; командир батареи Мервилля на дальнем восточном фланге района вторжения проводил время со своей.

Фельдмаршал Эрвин Роммель покинул Нормандию для поездки в Германию на 50-летие своей жены; генерал Фридрих Доллманн, командующий 7-й армией в Нормандии, покинул свой штаб для участия в учениях по военным играм в Ренне – более чем в 100 милях к югу от побережья Нормандии. Генерал-лейтенант Хайнц Хельмих, командующий 243-й дивизией, тоже направлялся туда, как и генерал-майор Вильгельм Фалли, командир 91-й воздушно-десантной дивизии.

Неправильные представления о противнике

Союзники придумали почти идеальный план обмана, создав фиктивные силы ("Первая группа армии США") с фальшивым радиообменом и сотнями реалистичных, но подставных танков, грузовиков, десантных кораблей и самолеты в юго-восточной Англии, где "усиление" должно было быть замечено немецким самолетом-разведчиком. Присутствие фиктивных сил убедило немцев в том, что вторжение произойдет в Кале. Даже после того, как вторжение началось, немцы все еще верили, что фикция – это Нормандия, а не Кале.

Шпионы-предатели

Союзники смогли "превратить" всех немецких шпионов в Британии в двойных агентов, которые затем передавали ложную информацию своим начальникам в Германии.

Гитлеровские ограничения на танки

Фюрер издал директиву о том, что бронетанковые силы Германии, которые находились далеко от пляжей, могут быть развернуты только по его личному приказу.

Усугубляя ситуацию, 5 июня Гитлер поздно лег спать и дал указание, что его нельзя будить ни под каким предлогом. Его приказ никто не посмел нарушить; к тому времени, когда Гитлер проснулся, было уже слишком поздно что-либо предпринимать.

Неверный прогноз погоды

Немцы потеряли способность прогнозировать погоду, когда их метеорологические корабли в Северной Атлантике были захвачены или потоплены, а нужная метеостанция буквально разрядилась. Таким образом, немцы не смогли увидеть короткое "окно" возможностей, которое произошло во время бури, но обнаружили союзники.

Упор на фиксированную оборону

Полагаясь так сильно на статическую защиту (морские и береговые препятствия; миллионы наземных мин; доты, казематы, отдельные боевые позиции; автоматические огнеметы; затопленные поля; подразделения без моторизованного транспорта и т. д.), немцы потеряли мобильность, необходимую для реагирования на быстро развивающуюся ситуацию.

Слишком много призывников

Многие из немецких прибрежных частей состояли из призывников из завоеванных нацистами земель, которые не хотели умирать за Гитлера, – и сдались при первой же возможности.