В середине февраля китайский беспилотный зонд "Тяньвэнь-1" успешно вышел на орбиту "красной планеты", тем самым завершив свой многомесячный полет, который начался еще в июле 2020 года. Ожидается, что в мае китайский зонд совершит посадку на Марс в южной части равнины Утопия. Целью миссии станет изучение грунта, ионосферы и климата планеты.
Ранее Пекин уже предпринимал попытку выполнить межпланетную миссию. Однако почти десять лет назад летящий на Марс космический корабль Yinghuo-1 сгорел в атмосфере Земли. Таким образом, высадка китайского орбитального аппарата на Марс может стать новой вехой для космической программы КНР.
На два дня раньше китайского космического корабля на орбиту Марса прибыла межпланетная станция ОАЭ "Аль-Амаль". Она приступит к исследованию атмосферы красной планеты, помогая ученым-планетологам понять динамику погоды Марса.
Наконец, третьим посетителем Марса стал аппарат США Perseverance, который 18 февраля успешно высадился на планету в районе кратера Езеро. Это уже пятый марсоход НАСА, который будет изучать строение и геологию планеты. Главная задача проекта – забор образцов грунта Марса для его дальнейшей отправки на Землю.
Российская миссия на соседний Марс намечена на следующий год в рамках проекта ExoMars-2022. Согласно плану, "Роскосмос" и Европейское космическое агентство совместно исследуют поверхность и подповерхностный слой Марса в непосредственной близости к месту посадки, проведут геологическое изучение планеты, а также займутся поиском следов возможного существования жизни на планете. Начало миссии запланировано на сентябрь-октябрь 2022 года во время так называемого астрономического окна.
Возросший интерес стран к освоению Марса связан с тем, что красная планета воспринимается в мире как "запасной аэродром" на случай, если условия жизни на Земле в будущем станут непригодными, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, главный аналитик "ГЛОНАСС" Андрей Ионин.
"Здесь есть два аспекта. Во-первых, Марс – это максимум, что может технологически человечество. Более дальние операции требуют больше усилий, это уже сложные многолетние экспедиции. А проекты на Марс можно и финансово, и технологически себе позволить. Во-вторых, Марс – это будущая запасная планета для человечества, поэтому здесь такой интерес у стран. Луна все-таки безжизненное тело, и она находится слишком близко, это, можно сказать, загородная дача, а Марс – уже другой город или страна", – рассказал в беседе с Baltnews Ионин.
Кроме того, ряд экспертов отмечает, что колонизация Марса – это также вопрос престижа. Каждая из стран пытается войти в мировую историю, как это ранее было с полетами на Луну и в открытый космос.
Россия на Марсе
В последние годы российская космонавтика все чаще попадает под огонь критики. На фоне советских космических достижений современные успехи России за пределами Земли кажутся гораздо более скромными. Так, миссия "Марс-96" не состоялась из-за отказа разгонного блока, а "Фобос-грунт" в 2011 году остался на земной орбите, после чего сгорел в плотных слоях атмосферы и упал в Тихий океан.
Позже стартовала российско-европейская программа ExoMars-2016. Задачей миссии стал поиск доказательств существования жизни на Марсе. Запуск космического аппарата состоялся ракетой-носителем "Протон-М" c космодрома Байконур. Миссия оказалась удачной – в этом году ExoMars-2016 нашел хлороводород в атмосфере планеты.
"Это открытие заставляет пересмотреть модели химических реакций, связанных со взаимодействием поверхности и атмосферы Марса", – сообщили в российской корпорации по космической деятельности.
В 2020 году Роскосмос и Европейское космическое агентство планировали начать второй этап проекта ExoMars, однако из-за начала пандемии и с учетом баллистических условий его перенесли на 2022 год. Таким образом, ровер и наземная платформа миссии высадятся на планету в апреле-июле 2023 года.
России необходима четкая стратегия развития космонавтики, а также линейка аппаратов изучения дальнего космоса – роботов и автоматических станций, уверен автор и ведущий научно-просветительной программы "Российский Радиоуниверситет" федерального радио России Дмитрий Конаныхин.
"Традиционно считалось, что Венера – это русская планета, а Марс – американская. У нас получалось запускать станции в сторону Венеры, а у американцев лучше удавался Марс. После распада СССР американцы от нас резко оторвались в программах дальнего космоса. И нам после этого нужно постоянно догонять. Но я считаю, что в данном случае не стоит говорить о том, что мы должны что-то показать. Это скорее дешевая пропаганда. Безусловно, отставание есть, но его нужно сокращать", – заявил Baltnews Конаныхин.
Между тем он отметил, что у России есть ряд новейших разработок для дальнейшего освоения космических объектов.
"В настоящее время у нас есть совместная программа с Европой ExoMars-2022 – второй этап с посадочной платформой "Казачок", нафаршированной научными инструментами, в отличие от тех же китайцев, у которых этого нет. Кроме того, сейчас создается холдинг, который объединит все предприятия, разрабатывающие микроэлектронику для нужд космоса. Это все правильное направление", – сказал эксперт.
Среди других научных достижений России в сфере космоса Конаныхин выделил уникальный проект орбитальной астрофизической обсерватории "Спектр-РГ", которая работает в рентгеновском диапазоне. Это позволит обнаружить около 100 000 скоплений галактик в наблюдаемой части Вселенной и порядка трех миллионов аккрецирующих сверхмассивных черных дыр.
"В дальнем космосе у нас есть суперпроект, который должен перевернуть всю работу в этом направлении – это создание ядерного буксира, но это позже 2028 года. Эта установка будет перемещаться в разы быстрее тех способов перемещения в космосе, чем те же "Пионеры" и "Вояджеры". Речь идет о доставке научных станций в сторону спутников Юпитера. На этот проект возлагают большие надежды", – сообщил Конаныхин.
Не место для национальных амбиций
По мере появления новых разработок в мире все больше усиливается соперничество стран в космосе. Так, в апреле прошлого года экс-президент США Дональд Трамп подписал указ, согласно которому Вашингтон наделил себя правом коммерческого использования ресурсов Луны и других небесных тел. Такое решение администрации США в России назвали неприемлемым и обвинили Вашингтон в попытках "приватизировать" космос.
По словам Ионина, для решения задач в космосе требуется участие всех государств, поэтому странам стоит отказаться от своих экспансионистских устремлений.
"Я считаю, что единственный формат освоения дальнего космоса – это международное сотрудничество. Ни одной стране не под силу финансово и ресурсно решить эту задачу. Если оставаться в рамках национальных программ, то абсолютно непонятно, зачем эти огромные ресурсы тратить. Ни на Луне, ни на Марсе, нет ни одной национальной задачи. Такие задачи есть только у человечества", – заявил аналитик.
Одним из успешных примеров может служить Международная космическая станция (МКС), которая объединила усилия многих стран. На данный момент в проекте участвуют 14 государств.
"США считают себя главными в космосе. То есть Вашингтон предлагает панамериканский проект, а не общечеловеческий. Россия как раз могла бы тут предложить другой подход. Хороший пример – МКС", – обратил внимание Ионин.
"Все страны, присутствующие на МКС, ввели против России санкции, но проект все равно работает. Это еще раз доказывает, что что бы ни происходило на Земле, сотрудничество в космосе может быть действительно прочным. В космосе расслабиться не удастся, там очень много серьезных задач, и все должны быть плечом к плечу", – резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.