Англия и Франция в 1939 – 1940 годах собирались нанести удар по Советскому Союзу и уничтожить бакинские нефтепромыслы. Документы, подтверждающие это, представлены на выставке "Накануне Великой Отечественной. 1 сентября 1939 - 22 июня 1941", пишет РИА Новости.
Они формировали многотысячные войска на Ближнем Востоке, а в планах Парижа было использовать российских эмигрантов-горцев, выходцев с Кавказа для диверсий в советском Закавказье.
Военные действия против СССР Англия и Франция стали планировать после подписания в августе 1939 года советско-германского договора о ненападении. Документ вызвал у них опасения возможного усиления Третьего рейха за счет поставок нефти из Советского Союза. Предполагались бомбежки бакинских нефтепромыслов и черноморских портов в Туапсе и Батуми.
Чтобы противодействовать советско-германскому союзу, они также искали возможность дестабилизации ситуации на Кавказе за счет активизации национал-сепаратистских и религиозных движений. В крайнем случае Франция и Великобритания даже планировали направить свои армии для военного вторжения в регион.
Предполагаемая операция против советских нефтедобывающих районов была названа Pike ("Копье"). В марте 1940 года англо-французский высший военный совет начал планировать удар по Закавказью. Но через месяц британский премьер-министр Невилл Чемберлен сказал, что СССР меняет политический курс в отношении Германии, потому операцию Pike отменили.
В обнародованных архивах говорится, что советское руководство было осведомлено об этих планах. В частности, народный комиссар внутренних дел Советского Союза Лаврентий Берия 4 ноября 1939 года сообщал наркому обороны Клименту Ворошилову о секретных отправках англо-французских войск на Восток.
Берия знал о том, что в Персидском заливе грузились войска, которые отправлялись в сирийские порты. А в Сирии тогда располагалось около 300 тысяч солдат под командованием французского генерала Максима Вейгана.
Спецслужбы Парижа собирали информацию о топографии местности, состоянии дорог и естественных преград в Грузии, Армении и Азербайджане, писал Берия в середине декабря 1939 года в еще одном докладе Ворошилову.
В феврале 1940 года начальник Пятого управления РККА Иван Проскуров направил на имя замнаркома обороны Советского Союза Григория Кулика разведывательную сводку "по событиям на Западе".
"По данным, исходящим из масонских кругов Бельгии, англо-французский стратегический план операций союзнических войск Ближнего Востока под командованием генерала Вейгана против Советского Закавказья базируется на убеждении в недостаточности транспортных возможностей СССР для своевременного подвоза войск и снабжения из внутренних районов Советского Союза", – отмечал Проскуров.
Руководство СССР постаралось надлежащим образом отреагировать. 4 мая 1940 года Комитет обороны при Совнаркоме издал постановление "Об обеспечении перевозок частей и грузов Народного комиссариата обороны в Закавказский и Северо-Кавказский военные округа", чтобы усилить силы Красной Армии в Закавказье.
Кроме того, французы и британцы рассматривали возможность диверсий на советской территории. Российский государственный военный архив представил подлинник письма Берии Ворошилову о сотрудничестве эмигрантов из числа видных горцев с военной разведкой Парижа.
В документе от 22 марта 1940 года нарком НКВД со ссылкой на агентурные данные советской разведки писал:
"Представители горской эмиграции Хакандоков, Клыч-Гирей и Чермоев были приглашены в Генеральный штаб, где им было прямо заявлено, что если они хотят рассчитывать на поддержку правительства, то должны выполнить ряд заданий Второго бюро (орган французской военной разведки – прим. Baltnews)".
"Из Генштаба троих эмигрантов тут же направили во "Второе бюро", где им предложили назвать "абсолютно надежных людей" и передать их в полное распоряжение французской военной разведки. "Ими были названы семь человек. Эти люди предназначены для диверсионной работы в Закавказье", – добавил он.