Отношения Турции с ЕС и США последние годы очень трудно назвать безоблачными. С каждым годом они становятся все хуже. Рядовые споры и попытки выторговать для себя наилучшие условия сотрудничества плавно переросли в перепалки в медиапространстве, а также во вполне конкретные разрывы контрактов и даже санкции.
А ведь Турция была одним из претендентов на вступление в Евросоюз, она является членом НАТО, в котором, на минутку, турецкая армия – вторая по численности после американской.
Как же так вышло, что при всем этом Брюссель наложил на Анкару санкции, а Вашингтон исключил ее из программы создания новейшего истребителя F-35?
Из партнеров в изгои
Вашингтон не мог не отреагировать на покупку Турции российских С-400, которые уже выгружают в турецком аэропорту. Белый дом так часто угрожал президенту Реджепу Тайипу Эрдогану последствиями, что теперь просто вынужден что-то сделать, иначе бездействие отразится на авторитете самих США.
И выход был найден. Вашингтон исключил Анкару из программы разработки боевого самолета пятого поколения F-35. Напомним, для Турции этот проект был очень важен, поскольку своих истребителей она не создает, а в сотрудничество с американцами было вложено колоссальное количество времени и денег.
И вот замминистра обороны США по закупкам и тыловому обеспечению Эллен Лорд спокойно сообщает на брифинге о том, что в связи с исключением из программы по созданию истребителей F-35 Анкара лишится около $9 млрд. Этакая показательная "порка", где показывается следующее: вот наш партнер, который стал слишком своеволен, а вот, смотрите, сколько он теперь из-за этого потерял денег.
Кстати, даже американский Конгресс проявил удивительное единодушие в стремлении наказать Анкару за покупку российских С-400.
Стали более серьезными проблемы в отношениях между Анкарой и Евросоюзом. Ну как проблемы… ЕС ввел против Турции санкции. Брюссель прекратил переговоры по соглашению о воздушном сообщении, сократил финансовую помощь и уже готовит список компаний или лиц, принимающих участие в разведке Турции газовых месторождений рядом с Кипром. Причина – исследования Анкары потенциальных мест для бурения в территориальных водах острова, который турки считают своим.
Напомним, часть Кипра оккупирована Анкарой еще с 1970-х годов, и Евросоюз не признает эту территорию турецкой. Впрочем, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что разведку месторождений его страна останавливать не намерена.
При этом в некоторых западных СМИ стали появляться статьи, в которых вообще ставится вопрос: а не пора ли Турцию из НАТО исключить? Об этом открыто пишет британское издание The Telegraph. На эту же тему не стесняется рассуждать французский журнал Valeurs actuelles. А неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне Freedom House в очередной раз напомнила, что в индексе демократии Турция оказалась в группе "несвободных" государств.
Кто сказал, что Турция и НАТО были друзьями?
Как ответил в беседе с Baltnews промышленный эксперт кандидат экономических наук Леонид Хазанов, власти Турции очень любят проводить политику двойных стандартов: то они критикуют США, то клянутся им в верности. Точно также с Россией: их заявления о дружбе нисколько не помешали им отдать приказ сбить Су-24 в 2015 году, хотя он даже не находился в воздушном пространстве Турции.
"Аналогичным образом Анкара ведет себя с членами НАТО. Например, в феврале 2018 года корабли военного флота Турции выгнали из морских вод вблизи северной части Кипра буровое судно Saipem 12000 итальянской нефтегазовой компании Eni. А ведь Италия – не просто член НАТО, но и одна из основательниц.
В то же время Италия является пятым по значимости торговым партнером Турции, компании с Аппенинского полуострова вкладываются в ее экономику, и ссориться с Римом Анкара не намерена.
Более того, для Турции членство в НАТО представляет серьезные экономические выгоды. Участие в деятельности альянса позволяет Анкаре решать по-тихому вопросы о внешнеторговых льготах в ЕС. К тому же Турция при желании может шантажировать Брюссель и Вашингтон укреплением сотрудничества с Россией", – поделился своим мнением эксперт.
Из альянса не выйдет, но и с Россией сблизится
Кандидат политических наук, директор Таврического информационно-аналитического центра Александр Бедрицкий рассказал Baltnews, что на протяжении "холодной войны" Турция была черноморским форпостом НАТО, но с присоединением к Североатлантическому альянсу в 2007 году Болгарии и Румынии исключительный статус Анкары остался в прошлом. Это обстоятельство очень болезненно воспринимается и в обществе, и политическим руководством.
"В обществе сильны антинатовские настроения, распространено мнение, что Североатлантический альянс превратил Турцию в "прислужницу американского империализма", но не позволяет решить непосредственно турецкие проблемы безопасности: конфликт с Грецией, курдскую проблему. Что касается черноморской безопасности, то Турция в расширении НАТО видит для себя повышение конкуренции в регионе", – отметил эксперт.
Также Александр Бедрицкий напомнил, что отношения между Турцией и ЕС уже долгое время находятся в глубоком кризисе. Анкара практически оставила иллюзии относительно перспектив членства в ЕС. Кроме того, там полагают, что Запад имеет отношение к неудавшемуся государственному перевороту 2016 года. Но эксперт подчеркивает, что пока не следует считать, что Турция выйдет или будет изгнана из НАТО.
"В силу очевидных причин Турция не может рассматривать военное сближение с Россией или Китаем в качестве альтернативы Североатлантическому альянсу. Это чревато для Анкары дестабилизацией внутриполитического положения. В НАТО также не заинтересованы в уходе Турции – помимо очевидных потерь позиций в Черноморском регионе, это может вызвать глубокий кризис самой организации", – сказал Александр Бедрицкий.
Директор Таврического информационно-аналитического центра также рассказал Baltnews о том, что контракт на поставку комплексов российских С-400 и последующее исключение Турции из программы поставок американских F-35 создает задел на военно-политическое сближение с Москвой в будущем, но пока не является индикатором необратимости происходящих процессов.
В целом же перспективы сближения России и Турции будет во многом зависеть от активности в регионе третьих сил. Если внешние игроки станут более активными в Черноморском регионе, то Анкара и Москва будут сближаться, а предоставленные сами себе – соперничать за лидерство.
Анкара не хочет быть просто "младшим партнером"
В комментарии для Baltnews вице-президент РАПК Андрей Максимов отметил, что сегодня турки хотят сами стать центром силы, а не периферией глобальных центров. Россия в сравнении с СССР ослабла, Украина самостоятельной внешней политики не имеет, силовое влияние НАТО в Средиземноморье невелико (здесь сильны США, но они действуют в своих национальных интересах), противоречия с Грецией и Израилем сохраняются, вход в ЕС по-прежнему блокируется. Оценка проблемы Курдистана для Турции, ЕС и Штатов прямо противоположны по векторам.
"В то же время появляются неожиданные союзники в Персидском заливе. Турция могла бы попытаться стать региональной державой, сформировав вокруг пояс сателлитов по образцу Северного Кипра, но здесь ее сдерживает уже НАТО. При этом, конечно, экономическая интеграция Турции и ЕС сохраняется, к какой-либо конфронтации с Евросоюзом Турция не готова. Экономические связи с США невелики, и в отношениях с ними Анкара хотела бы быть более самостоятельной, чем это положено младшему партнеру по НАТО", – считает эксперт.
Как нужно правильно портить отношения с НАТО
С военно-стратегической точки зрения Турция – это южный фланг НАТО. Анкара – это член Североатлантического альянса, которого Вашингтону практически некем заменить.
На территории Турции даже есть американское ядерное оружие. Какое и сколько, сказать точно трудно. Да, недавно Комитет Парламентской ассамблеи НАТО случайно раскрыл места размещения ядерного оружия США в Европе. Выяснилось, что в списке оказалась и Турция. Но поскольку доклад после ошибки бюрократов быстренько "подчистили", убрав информацию о местах хранения, мы не будем сейчас ручаться за точное число боеголовок. Ясно одно – Анкара важна для альянса. Но даже при такой значимости Турция спровоцировала разговоры в западных СМИ о ее выходе, ЕС наложил на нее санкции, а США отказали в поставках вооружений и "выгнали" ее из проекта разработки F-35.
Очевидно, что страны с меньшей военно-стратегической значимостью могут вызвать негодование Белого дома и более мелкими поводами. К примеру, с той же Прибалтикой, если вдруг эти страны решат отказаться от антироссийской риторики, церемониться вообще не станут. Ведь в регионе есть еще Польша, да и скандинавские страны не то чтобы сильно против сотрудничества с Вашингтоном. А мириться с Россией в Эстонии, Латвии и Литве в будущем, возможно, захотят. Слишком уж соблазнительна перспектива возобновить транзит грузов из России в ЕС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.