Будучи в статусе кандидата в президенты США, демократ Джо Байден изложил в эссе для журнала Foreign Affairs свое видение отношений США с союзниками и Североатлантическим альянсом. В частности, он указал, что планирует возглавить усилия в вопросе переосмысления этих отношений в рамках текущих мировых реалий.
По мнению директора Центра военно-политических исследований (ЦВПИ) МГИМО Алексея Подберезкина, новый президент США постарается восстановить многостороннюю позицию НАТО:
"Думаю, что Байден будет восстанавливать многостороннюю позицию НАТО. Если Дональд Трамп попытался трансформировать НАТО таким образом, чтобы все было завязано на двусторонних отношениях, то Байден – сторонник многосторонней дипломатии", – сказал Подберезкин в беседе с Baltnews.
В целом стратегия Североатлантического альянса и западной коалиции в настоящее время заключается в расширении западной военно-политического блока далеко за пределы НАТО:
"Согласно недавнему голосованию Организации Объединенных Наций, тридцать стран НАТО голосовали, плюс к ним еще тридцать стран, которые связаны с США двухсторонними соглашениями, – это, так сказать, жесткий резерв, можно сказать, ближний круг. И еще порядка 25–30 стран, которые, как правило, поддерживают эту коалицию", – сказал политолог.
"То есть блок НАТО вполне может расширяться, но он будет также служить основой для более широкой военно-политической коалиции, в которую будут входить порядка шестидесяти стран. И вся эта коалиция будет совершенно определенно направлена против России и против Китая", – пояснил Подберезкин.
Также США будут попытаются вовлечь в эту широкую прозападную коалицию Индию, которая до настоящего времени придерживается достаточно независимой позиции, и Пакистан, который отдаляется от проамериканской коалиции, полагает политолог.
"Наконец, третье, все это вступит в серьезный конфликт с двумя мощными центрами силы, которые существуют на базе двух локальных цивилизаций – китайской и исламской. Это противоречие будет дальше нарастать, потому что в западной коалиции так или иначе будут нарастать антиисламские и антикитайские тенденции. Особенно антикитайские, которые сейчас превратятся из экономических в политические и военные", – заключил Подберезкин.