Священный момент для Запада, высадка 150-тысячного военного контингента союзников на нормандские пляжи в июне 44-го и, как следствие, довольно скорая капитуляция нацисткого Рейха сейчас перезагружается в версии 2.0. Меняются лишь слагаемые — вместо СССР и Иосифа Сталина в союзники американцев выходит Российская Федерация и Владимир Путин, а персонификацией зла на месте фюрера стал самозваный халиф Абу Бакр аль-Багдади.
"D-Day" версии 2.0
Россия в военной операции за месяц добилась больших успехов, чем ВВС США почти за два года. Ситуация меняется: Пентагон хочет также успеть принять участие в разгроме исламских террористов, что напоминает запоздалое открытие второго фронта, когда Советская армия уже освобождала Европу от фашистов. Министр ВВС США Дебора Ли Джеймс заявила о необходимости проведения наземной операции в Сирии в дополнение к воздушным бомбардировкам.
"Задача — оккупация проблемных регионов (занятых ИГ территорий на северо-востоке Сирии и части Ирака) и урегулирование ситуации на месте", — указала Д. Л. Джеймс. Подчеркнув, что военная операция ВВС США с воздуха без развертывания наземной операции не может решить задачу. Глава Пентагон Эштон Картер также ранее высказался в поддержку принуждения к миру террористов на территории Ирака и Сирии.
И наконец, специальный помощник президента Барака Обамы и член Совета национальной безопасности по России и Евразии Селеста Валландер на встрече представителей истеблишмента в рамках Рижской конференции заявила, что США в борьбе с ИГ будет кооперироваться с РФ.
Это ключевой момент Рижской конференции 6-7 ноября.
Формально, наиболее яркой фигурой конференции на высоком уровне стал премьер-министр Украины Арсений Яценюк, привлекавший внимание многочисленного журналистcкого пула. В его лексике ожидаемо часто повторялось "российская агрессия" и "европейский выбор Украины". Снова и снова он повторил неизменность позиций мейнстрима на встрече с премьер-министрами стран Балтии, где "строгим языком выразил свою твердую позицию в том, что никто и никогда не признает законной противозаконную аннексию Крыма".
Еще один болезненный вопрос — транзита природного газа.
В Риге Яценюк отметил угрозу для европейской энергетической безопасности со стороны проекта "Газпром", планирующего строительство газопровода "Северный поток"-2. С вводом второго газопровода в эксплуатацию в Европу пройдет 110 млрд куб. метров газа в год, а бюджет Украины лишится около 2 млрд евро доходов за транзит российского газа. Это абсолютно неприемлемо для Киева, но руководство германского акционера этого проекта, концерна E.On, убеждено, что от его реализации Европа только выиграет.
Газ в Европе и крылатые ракеты в Сирии
Примечательно, что участники Рижской конференции, за исключением Арсения Яценка, фактически избегали резкой риторики в отношении Москвы. Латвийская премьер Лаймдота Страуюма подчеркнула, что "Латвии выгодны закупки газа по низким ценам", то есть по сути, поддержала экспансию российского "Газпрома" — альтернатив по цене ему в Латвии нет.
Еще более любопытно, что проблема административно-территориального будущего Крыма, по сути, на Рижской конференции оказалась заморожена. Разумеется, снова исключая Яценюка. Тут дело даже не в том, что словосочетание "оккупированный Крым нам!" со стороны украинского мейнстрима повторялось так часто, что ценность этой мантры упала как курс гривны. Суть в том, что в последнее время значительно поменялась роль России. И на фоне успехов ВКС РФ в точечных атаках против объектов ИГ Крым с развевающимся над ним российским триколором вдруг оказался равноудален для Вашингтона почти так же, как и Киев.
Это основная тенденция была отчетливо заметна на Рижской конференции. Очевидно, сегодня Россия в глазах западного мира пусть и не ангел, но уже явно и не та дьявольская "империя зла", какой ее чаще всего представляли на западе в период боев в Дебальцевском котле, под Иловайском и за Донецкий аэропорт. Сейчас враг мирового порядка номер 1 окопался несколько южнее — где-то под Аллепо и Хомсом, например.
Рада жертвует коррупцией на Украине?
Верховная Рада приняла законопроект "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины": это еще один важный момент гармонизации законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации с правом Европейского союза. Этот документ, в числе других, необходим для получения безвизового режима с ЕС. При этом ситуация балансирует на грани сюрреализма: Украина, успешно преумножавшая олигархов с каждым новым президентом и майданом, сейчас на борьбу с коррупцией просит дополнительных субсидий от Европы.
Для политического режима Украины сейчас более всего актуальна старательность и результативность в выполнении домашних заданий запада по борьбе с коррупцией на украинской земле. Цель — введение безвизового режима с ЕС, а также продолжение финансовой помощи со стороны западных доноров. Контроль — внешний и очень критический. В конце октября посол Латвии на Украине Аргита Даудзе указала, что организованная преступность и торговля людьми мешают ввести ЕС безвизовой режим с Киевом.
Из, безусловно, позитивного: большинство депутатов Рады на днях одобрили закон об аресте имущества. В целом гармонизация законодательства Украины для введения "безвизового пакета" должна закончиться до Нового года.
Участники Рижской конференции отметили два характерных момента:
Первое. Старый спор славян о том, что "Крым наш!" или же "Крым нам!" сейчас видится с другого берега Атлантики все менее значимым по сравнению с угрозой дестабилизации Сирии, Ирака и глобального мира — кризис беженцев в Европе является еще меньшим из зол по сравнению с тем, что может произойти с победой джихадистов. Возможна серьезная дестабилизация в Турции, остающейся на данный момент крупнейшим союзником США в Малой Азии и Ближнем Востоке, со второй по мощности армией в составе НАТО, светским и умеренно жестким режимов власти. Конечно, Анкара ведет свою игру — курдским солдатам дается возможность истечь кровью в боях с экстремистами ИГ, что уменьшает риски создания будущего независимого Курдистана.
Второе — соглашения по Украине в Минском формате, чего придерживаются все стороны, выполняются всеми. А priori, это пересмотру не подлежит: гражданской войны в Донбассе быть не должно. По крайней мере, ее не начнется в момент стратегического партнерства США и РФ против экстремистов ИГ.
Комментарии участников
Юрис Пойканс, посол Латвии по вопросам Восточного партнерства, будущий (с декабря с.г.) посол Латвии на Украине:
— К сожалению, Украина не получила приглашения на майском Рижском саммите Восточного партнерства ввести с ЕС безвизовый режим. И на этой, 10-й по счету Рижской конференции, шел разговор о полной перестройке Украины, Грузии и Молдовы в соответствии с законодательством ЕС. Реализация проекта ассоциации с Европой очевидно есть в перспективе.
Не думаю, что проблема Крым пропала. Но она ушла в более невидимую форму. То, что каждый день мы не говорим о Крыме, не означает, что позиция ЕС по этому вопросу (а к слову, формулировка «незаконная аннексия» от дипломата Пойканса так и не прозвучала, — BaltNews.lv) поменялась. Основным связанным с Украиной вопросом сейчас является соблюдение всеми сторонами Минских соглашений. Да, в них Крым не прописан, а сами соглашения в формате "Минск-2" имеют широкие границы интерпретации той или иной стороной.
Главное здесь — это жесткий контроль на российско-украинской границе и проведение выборов в 2016 году в сепаратистских регионах (ДНР и ЛНР) в соответствии с законодательством Украины.
По транзиту российского газа в Европу… Безусловно, Латвия заинтересована в наиболее выгодных ценах на закупки газа, но также заинтересована в диверсификации рисков и развитии энергетической безопасности Европы. Какие перспективы транзита через Украину? Вот вы говорите, профит германского акционера "Северный поток" E.On от планируемого строительства и пуска второй линии газопровода по Балтийскому морю превысит возможные потери в 2 млрд евро госконцерна "Укрнафта" от остановки транзита — но этого не произошло, и этот вопрос должен решаться с учетом интересов всех сторон.
Недавние выборы самоуправлений в Украине показали достаточно большой плюрализм населения: это важно, чтобы избежать негативных сценариев. Жители запада Украины всегда голосуют за других политиков, чем жители восточных регионов. В Киеве, можно сказать, блок Порошенко-Яценюка плюс Кличко показал неплохие результаты. Ситуация в Украине стабилизируется.
С 1 января 2016 года в силу вступает в силу договор о свободной торговле между Украиной и ЕС, введение которой предусмотрено соглашением о создании ассоциации: и украинские, и европейские производители будут торговать в двух направлениях без пошлин и ограничений. При этом украинское зерно уже в большом объеме успешно экспортируется в Европу. Где оно конкурентоспособно по сравнением с продукцией фермеров ЕС, получающих субсидии от фонда ЕС. Сельское хозяйство Украины не пропадет и после 2017 года — когда, как ожидается, вступит в силу договор о свободных инвестициях и торговле ЕС и США TTIP. И тогда Украина, Молдова и Грузия получат доступ к самому большому открытому рынку.
Мария Логан, директор по международным программам "Открытой России", Лондон:
— На этой конференции представитель Совета национальной безопасности США по России и Евразии Селеста Валландер четко озвучила впервые — нет никакой привязки между кооперацией России и США в борьбе с ИГ и возможным компромиссом по соглашениям "Минск-2". Военное сотрудничество этих государств не отменяет и не изменяет этих соглашений. И в первую очередь, это касается ситуации на востоке Украины, к которой привязаны основные секторальные санкции запада против России.
Итак, в Риге впервые была прояснена позиция США: Америка готова сотрудничать с Россией только в случае совпадения национальных интересов государств — а это борьба с ИГ. При этом кооперация США — с Россией, а не с режимом России. Для России же в силе до полного выполнения "Минск-2" остаются главные секторальные санкции, введенные после начала военного конфликта в Донбассе.
Вы говорите, Минские соглашения аморфны и предполагают различную трактовку с разных сторон конфликта? Это вы так думаете. Мы видим, что в целом соглашения выполняются. О сроке отмены санкций против России говорить нельзя даже при самой успешной военной кооперации союзников по борьбе с исламским халифатом.