Итак, существовало в городе Лиепая градообразующее предприятие. В 2012 году на нём трудилось 2300 человек!!! Посчитайте — с семьями. Подумайте, что означает лишиться работы в одночасье, в нашей стране и в наше время, такой массе ЖИВЫХ людей?
Включите воображение, перенесите на секундочку „Liepājas Metalurgs" в какой-нибудь маленький городок. Скажем, в Салацгриву. Там, по справке из Википедии, в 2011-м трудилось и просыпалось всего-то 3269 человек. Так вот для Салацгривы смерть такого предприятия означала бы и смерть города. Смерть всех надежд и мечтаний, разруху и скорбь.
Впрочем, деятельность такого предприятия, как „Liepājas Metalurgs", нельзя и глупо рассматривать отдельно. Кто-то организовывал питание для рабочих и служащих, кто-то мыл окна и менял коврики в офисе, поставлял оргтехнику и компьютеры.
В том же 2012-м „Liepājas Metalurgs" обеспечил треть перевалки грузов в порту, что-то около 2 млн тонн. Подумайте об этом. И о людях, которые работали в этих компаниях, и о судьбе самих компаний. И о тех, кто не побоялся и взял в то славное время кредит, тоже вспомним. Вспомним и помолчим. Можно, конечно, раскопать цифры регулярно уплачиваемых в городской и социальный бюджеты налогов, но к чему грустить?
Так отчего прекрасно работающая компания сдохла в одночасье, подобно старому псу в руках опытного живодёра? Отчего то, что ещё вчера являлось лакомым кусочком для любителей поживиться, радостью акционеров и приносило прибыль, стало убыточным? Как?!
Дело в том, что Латвия, как и прочие европейские жители, подписала соответствующую Конвенцию по развитию очень зелёной и очень возобновляемой энергии. Зелёная энергия штука дорогая. Объясню на пальцах. Если по старинке производить киловатт на ТЭЦ, его стоимость будет равняться 1 единице. Если произвести тот же киловатт на каком-нибудь прогрессивном ветрогенераторе, его себестоимость составит 5 единиц. Какой же идиот заплатит 5 рублей за то, что можно купить за рубль?
Знаете, у нас в правительстве идиотов нет и не дураки сидят. Схема проста и гениальна. Закон обязывает государственную компанию Латвэнерго покупать зелёную энергию у маленьких производителей — на всяких ГЭС, что стоят на ручьях и малых реках и прочих — со специальным коэффициентом, размер которого пересматривается часто и утверждается — кем? Верно, правительством. В котором — что? Именно, не дураки сидят. Таким образом, чтобы деятельность компании Латвэнерго была рентабельной, в цену за киловатт электричества включается коэффициент обязательной электроэнергии — OIK, и появляется в результате некая усреднённая цена.
«Как же этот OIK связан с „Liepājas Metalurgs"?» — спросите вы. И правильно сделаете. Но — терпение. Дело в том, что плавка металла — процесс крайне энергоёмкий и потребляет очень, ну, очень много электричества. И вот с условного первого числа то, что для „Liepājas Metalurgs" ещё вчера стоило рубль, стало стоить 3! И если бы рентабельность предприятия находилась на уровне среднего мексиканского наркокартеля, то тьфу — и растереть! А потом — тьфу на вас ещё раз! Увы, в металлургии всё не так.
Порядковое повышение цены на электричество сделало бизнес нерентабельным. А точнее — генерирующим убытки с завидной регулярностью. Отдавали ли в этом себе отчёт в правительстве? Думаю, да. Ибо и сейчас придерживаюсь мнения, высказанного несколькоми абзацами выше, — в нашем правительстве не дураки сидят!
Именно поэтому бывшие владельцы так легко отступились от завода. Они люди местные, битые. Они помнят, как упали ВЭФ, РВЗ, Радиотехника, и многие, многие… Хотя ничто не предвещало и шансы были. Они помнят, как Латвия подписала другую конвенцию и закрыла Елгавский сахарный завод. Они были люди опытные, знали, с кем дело имеют. А потому решили не рыпаться, сохранить нажитое, остаться богатыми. И кто бы их судил? Но ведь свято место…
Далёкий украинский инвестор упал на ещё не остывшие цеха завода стремительно. После непродолжительных закулисных торгов и щедрых обещаний он успешно овладел домной в городе лип. Как люди чуждые нам и насквозь заграничные, они, думаю, рассуждали примерно так: вложим денег, подымем завод, предприятие значимое. Здесь же «це Европа» — договоримся об уступках, ведь за нами люди, а договоримся об уступках — заработаем.
Как сказал бы любой физик с антропоморфным взглядом на жизнь, например, Стивен Хоккинг: «Если человек оптимист — это не лечится». Так собственно и случилось. Они думали, что 50 млн. евро инвестиций и 500, правда, из 2300 рабочих мест четырьмя годами ранее, смогут изменить позицию правительства. Чувствую, вам уже смешно? Вы, видимо, местные?
А мне — решительно нет. Я настаиваю — в правительстве не дураки сидят! Но они, те, которые не дураки, очень не любят людей. Люди всегда недовольны. То цены высокие, то зарплаты маленькие, то инфляция высокая, то пенсии плати, то лечи, то учи… Нездоровая суета.
Поэтому всем будет и проще, и легче, если как с котятами. Отдал в мореходку — тишина и круги на воде… Кстати, в тот же мешок можно и инвесторов, а то, чё оне? И когда все в мешке — хорошо, правда! И тишина… Пожалуй, на кладбище главное — тишина…