"Когда украинские власти говорят о "хорватском сценарии" возвращения Донбасса, то делают это крайне однобоко. Они "забывают" упомянуть, что в процессе уничтожения Сербской Краины убили тысячи сербов, еще 250 тысяч бежали с родной земли. Это был геноцид, сопровождающийся жестокостями, бойней, уничтожением стариков, женщин и детей. Беспрецедентная жестокость и нарушение всех прав человека, включая право на жизнь. Именно этот вариант Киев скромно называет "хорватским" и наиболее приемлемым для Донбасса, пишет "Экономика сегодня".
Объяснить такие настроения украинской власти просто. Украина примкнула к Западу, который давно ведет политику "цивилизации и варварства". Жители подконтрольных Киеву территорий априори рассматривают в качестве стремящихся к демократическим ценностям граждан. Жители Донбасса подразумеваются как неразумные отщепенцы, которых украинская власть пытается вернуть "на путь истинный". Они, мол, ведут борьбу с Киевом, как форпостом цивилизации на Востоке.
Этим идеям несколько веков, даже Наполеон себя позиционировал в нападении на РФ в качестве "освободителя от азиатчины". В таких концепциях Запад подразумевает спокойное отношение к уничтожению "неразумных сепаратистов" ради "всеобщего блага". И такое Европой и Америкой практиковалось не раз, подается как победа добра над злом. Именно поэтому сейчас Запад поддерживает стремление Киева решить вопрос с Донбассом по "хорватскому сценарию", — отмечает эксперт.
Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юрий Грымчак назвал три варианта "возвращения" Донбасса под контроль Киева. "Первый — чтобы быстро достичь мира, можно сдаться. Быстро распустить армию — и будет мир и покой, но ненадолго, — заявил Грымчак. — Есть и военный сценарий, но такой расклад маловероятен по многим причинам". Чиновник добавил: приоритетным является "хорватский" сценарий, подразумевающий "введение в Донбасс миротворческой миссии и вывод оттуда иностранных войск".
Мнение России
Власти Украины в апреле 2014 года начали военную операцию против самопровозглашенных ЛНР И ДНР, заявивших о независимости после госпереворота. По данным ООН, жертвами конфликта стали более десяти тысяч человек. Стороны не раз достигали договоренностей о перемирии, но и после этого в Донбассе продолжаются перестрелки. Значительная часть региона крайне негативно относится к украинской власти, особенно те, кто потерял из-за обстрелов ВСУ родных и близких. Киев же не идет на переговоры и не раз заявлял о "генетической ущербности" жителей Донбасса.
В августе 1995 года хорватская армия начала операцию "Буря", которая продолжалась несколько дней и завершилась ликвидацией самопровозглашенной Республики Сербская Краина. Около 200 тысяч хорватских военных использовали в качестве "живого щита" пленных украинских солдат подавили сопротивление. После чего начались "зачистки" — хорватские войска сжигали отдельные дома и целые села. Отмечались десятки случаев массового убийства гражданских лиц и военнопленных. Все это фиксировали миротворцы ООН, призванные не допустить кровопролития — Запад поддержал операцию хорватов и "голубые каски" спокойно наблюдали за геноцидом.
"Тогда жителей Краины, а сейчас население Донбасса Киев и поддерживающий его Запад не считают за полноправных людей. Их лишают даже базовых прав человека, с ними не вступают в переговоры — иначе придется признать равноправие. И никакая западная общественность не возмутится, если тысячи жителей Донбасса будут уничтожены при поддержке "миротворцев", за которых так ратует Киев, Вашингтон, Берлин и Париж.
Политического решения проблемы просто нет — Украина не признает автономные права Донбасса, право разговаривать на русском языке. Это расизм, шовинизм, национализм. Россия все это видит и "хорватский сценарий" для нас, естественно, недопустим. В этом и проблема — Москву провоцируют на прямое вмешательство в военные действия. Киев же вполне может на действия решиться — под влиянием предвыборной агитации, провокаций националистов или других факторов.
В 1995 году Россия резко осуждала геноцид сербов Краины, но находилась под тяжким гнетом собственных проблем. Не было ни ресурсов, ни политических возможностей помочь югославскому народу. С тех пор многое изменилось. И впредь Россия "хорватского сценария" не допустит", — заключает Юрий Почта.