Об этом заявил макроэкономический эксперт Luminor Петерис Страутиньш на конференции Латвийской ассоциации недвижимости LANIDA "Как будет развиваться рынок недвижимости в Латвии?", проведя собственное исследование о национальном богатстве Латвии, которое было дополнено новейшей статистикой.
Жилье — половина национального богатства
Эксперт, выступая с презентацией "Макро-взгляд на рынок недвижимости", ознакомил участников конференции со своими расчетами национального богатства Латвии. Если сосчитать все активы жителей Латвии и вычесть долги, получится, что в 2016 году наше общее состояние достигало около 60 млрд. евро (примерно 230% от ВВП), или примерно 30 тыс. евро на душу населения, что достаточно близко к среднему показателю ЕС.
"Жилье в Латвии составляет очень существенную часть национального богатства — 30 млрд. евро, и за это жилье жители Латвии должны банкам лишь очень небольшую часть его стоимости. Однако у нас очень маленькое финансовое богатство по сравнению с западноевропейскими странами. Кроме того, три четверти от общей стоимости жилья составляет стоимость жилья в Риге и ее окрестностях, где живет примерно половина населения нашей страны. Это закономерно — там, где люди хотят жить, и жилья не хватает, там и стоимость его сравнительно велика", — отметил Страутиньш.
Хотя финансовая и практическая ценность нашего жилья велика, жители Латвии в годы второй независимости инвестировали в него мало. И в настоящий момент, когда у людей денег больше, чем когда-либо, вкладывается все равно немного. Латвия среди стран ЕС на втором месте с конца по соотношению инвестиций в жилье к показателю ВВП (имеются в виду инвестиции и домашних хозяйств, и предприятий). В Латвии инвестиции в жилье в 2016 году составляли только 2% от валового продукта, что более чем наполовину отстает от среднего показателя ЕС — 5%. Для сравнения, эстонцы уже превзошли средний показатель в ЕС, а в Литве инвестировано 3% от ВВП. В ЕС есть страны и с более активной динамикой вложений, лидирует Финляндия (более 6% от ВВП) несмотря на то, что экономика этой страны какое-то время пребывала в стагнации. "У нас это очень большая неиспользованная возможность, потому что каждый процентный пункт от ВВП составляет почти 300 млн. евро. Если жители Латвии инвестировали бы в жилье как среднестатистические жители ЕС, в строительство нового жилья и реконструкцию ежегодно вкладывалось бы дополнительно 900 млн. евро", — подчеркнул экономист.
Большой потенциал инвестиций в жилье
Жители Латвии мотивированы вкладывать в качество своей жизни, что подтверждают и другие показатели, например, количество комнат, количество квадратных метров жилья на члена семьи и на душу населения, перенаселенность и другие данные, по которым мы являемся "антилидерами" в ЕС. В Латвии более 40% семей сообщают о проблеме перенаселенности (в ЕС — более 15%). И хотя мы живем менее кучно, чем, например, 10-20 лет назад, это остается проблемой для многих и свидетельствует о том, что жилье жителей Латвии могло бы быть более просторным, сказал Страутиньш. Так как средняя площадь нашего жилья сравнительно мала, на его финансирование (приобретение и содержание) латвийцы тратят достаточно малую часть своих расходов — в 2016 году 20% расходов домашних хозяйств составляли траты на жилье, воду, электричество, газовое и другое отопление.
Есть у нас и возможность инвестировать, потому что у жителей Латвии достаточно велик потенциал заимствования. Мы сравнительно мало заимствовали под залог жилья — из общенациональной стоимости жилья в 30 млрд. евро (2016 год) портфель ипотечных кредитов составляет в настоящее время 4,3 млрд. евро, а 70% людей проживают в жилье, которое им принадлежит, и у них нет никаких финансовых обязательств (для сравнения, в Нидерландах таких менее 10%). Соотношение средней зарплаты к возможности купить серийную квартиру в Риге в два раза лучше, чем оно было во время кредитного бума 2002-2003 годов. То, что потенциал заимствования есть, подтверждается и данными Европейской федерации банков — в еврозоне средние ипотечные долги домашних хозяйств составляют 40% от ВВП, в Латвии всего 16%, в Эстонии более 30%.
"Хотя приносящий доходы портфель кредитов домашних хозяйств начал расти, списание и преждевременная выплата пока что уменьшают общий кредитный портфель, и он продолжал уменьшаться до конца прошлого года. Например, в Литве и Эстонии кредитный портфель домашних хозяйств растет аналогичными темпами — примерно на 5% в год. Очень хорошо, что наши домашние хозяйства уменьшают финансовые риски, но тем самым они не используют возможности реновировать и строить жилье. Все эти данные подтверждают, что мы по-прежнему живем на "прохладном" жилищном рынке. Думаю, за 2-4 года можем прийти туда, где находятся наши соседи уже сейчас", — пояснил эксперт.
"Означает ли уменьшение численности населения, что можно инвестировать меньше? Не совсем — в местах, где люди действительно хотят жить, численность населения стабильна или растет. Кроме того, рано или поздно придется вкладывать в содержание имеющегося жилья. Можно спросить и так — куда люди будут помещать свои деньги, при условии роста доходов, если под влиянием культурных изменений уменьшится значение автомашин, а прочие товары длительного пользования станут сравнительно дешевыми?— спрашивает Страутиньш. — Можно сказать, что упомянутые цифры не имеют большого значения, если в Латвии становится меньше населения. Я не согласен с мнением, что в Латвии отрицательный баланс миграции будет еще десять лет. В следующем году у нас будет такой уровень зарплат, при котором в Эстонии уже установился положительный баланс миграции. Не только в Рижском регионе динамика рынка будет растущей, в регионах с сокращающимся населением тоже появятся места, где население будет расти. В Видземе это произойдет, например, в регионе Большой Валмиеры, где уже выкуплены квартиры в бывших колхозных центрах в радиусе десятков километров. В Курземе население будет расти в Вентспилсе, в будущем, возможно, и в Лиепае", — завершил свое выступление Страутиньш.