Тенденция очевидна: в 2015 году средний результат составлял 47,5%, в 2017 – уже 41,5. В этом году показатель потерял еще полтора процента и опустился до 40%.
Вероятно, немалую роль в этом сыграли инициативы Латвии по переписыванию истории. Авторы учебников утверждают, что подают школьникам факты и разносторонние мнения, в то время как выводы предлагается делать самим ученикам. Проблема только в том, что факты отбирают авторы и редакторы. Так и получается, что, например, солдаты Латышского легиона СС были мобилизованы принудительно и сражались за освобождение Латвии от СССР, а не за интересы Германии.
Эта точка зрения поддерживается на высшем уровне. В 2012 году президент Латвии Андрис Берзиньш в интервью телеканалу LNT заявил, что солдаты "попали в немецкий легион путем принуждения", "воевали с целью защитить Латвию" и "считать их преступниками – это за гранью разумного".
Кроме того, в латвийских учебниках преобладает мнение, что большинство жителей страны сопротивлялись советской власти в 1940 году. На самом деле сопротивления не было. "Ни одна военная единица не двинулась против советской власти. В Латвии и Эстонии все происходило одинаково спокойно. Сообщения о том, что советские войска встречали цветами и красными знаменами, соответствуют действительности", – сказал порталу Baltnews латвийский историк и публицист Влад Богов о вступлении советских войск в Латвию 17 июня 1940 года. 26 июля 1940 года лондонская "Таймс" отмечала: "Единодушное решение о присоединении к Советской России отражает… не давление со стороны Москвы, а искреннее признание того, что такой выход является лучшей альтернативой, чем включение в новую нацистскую Европу".
Тема оккупации также вызывает у школьников много вопросов. Учительница истории Елена Смолина рассказывала Vesti.lv, что школьники интересуются, кто хуже – Сталин или Гитлер. "И еще они знают, например, что за отрицание факта оккупации Латвии можно получить три года тюрьмы. И – да, иногда пытаются меня вывести на такие разговоры. В учебнике, конечно, так и написано – была оккупация. И я не имею права сказать, что, дети, в учебнике написано одно, а я вот вам сейчас скажу правду: это была, допустим, инкорпорация", – жаловалась педагог.
Микс из школьных знаний и информационного шума играет со школьниками злую шутку: "Показываю школьникам карикатуру, где Сталин обнимается с Гитлером, а тот всаживает ему в спину кинжал: мол, извини, камрад, это была лучшая возможность. А они пишут, что это Гитлер убивает Ельцина. При этом я сознательно не упоминала ни разу фамилию Ельцина ни на одном уроке, потому что знала, что они непременно начнут приплетать Ельцина не к месту", – рассказала Смолина.