"Очень сложно сдать экзамен по латышской истории. Я занимаюсь этим больше 25 лет, у меня огромное количество книг, изданных в Латвии, и я бы лично не взялся даже пытаться сдавать экзамен по латышской истории, потому что я не понимаю, по какому принципу все построено: с одной стороны героизируется Карлис Улманис, а с другой его вроде как и нет – от слова "совсем", – сказал Гаспарян.
По его словам, тот же подход применяется и к другим сюжетам. Например, Латвия подается как жертва двух тоталитарных диктатур, и одновременно умалчивается договор между Латвийской Республикой и Третьим рейхом. "И попробуйте в такой нервной обстановке сдать экзамен", – добавил историк.
По его мнению, раньше – в отсутствие интернета – было проще: сейчас существует масса интернет-ресурсов, в том числе латышских, которые все трактуют по совершенно непонятной системе. "Естественно, любой школьник запутается в показаниях. Например, каким образом Латвия стала составной частью Советского Союза – был или не был референдум? Если он был, то кто и как голосовал? Было ли всенародное одобрение? Представьте, вы открываете исторический источник и видите, что происходило. Тут вы открываете учебник истории, и вам рассказывают, что это все ерунда, что под дулом автомата на танках завезли непонятно кого. И какую версию рассказывать?" – сказал Гаспарян.
Историк привел в качестве примера Музей оккупации Латвии: "Попробуйте выучить историю по этому музею. Через сколько вы сойдете с ума?"
Латвия, по мнению Гаспаряна, сейчас пытается "вырастить таких же безмозглых манкуртов, какие были в латышской эмиграции".
В латвийских учебниках по истории, в частности, указывается, что Латышский легион СС был добровольческим. "Это отчасти так. Часть была добровольческой, а часть мобилизована – потому что столько придурков не нашлось, конечно. Важно другое – принцип. Все дивизии СС были добровольческие. Поэтому необходимо было эту градацию соблюдать. Даже когда туда собирали откровенный сброд, который разбегался даже еще до приезда в тренировочные лагеря. С миру по нитке, собрали каких-то инвалидов", – рассказал Гаспарян.
"По формальному признаку они все имели у себя нарукавный щиток латышский, – продолжил историк. – Но это не потому, что они такие изумительные. Это потому, что по номенклатуре СС они никто. Чтобы они руны особо не позорили, им дали такое своеобразие. Какая может быть независимость Латвии, которая не предусматривалась никакими инструкциями – ни штаб-квартиры фюрера, ни министерством пропаганды. Мифологию про независимость написали в эмиграции".
В 2015 году средний результат латвийских школьников по истории составлял 47,5%, в 2017 – уже 41,5. В этом году показатель потерял еще полтора процента и опустился до 40%.