"Если европейский потребитель хочет получать газ, он должен быть обеими руками за этот проект. Он объективно необходим в нынешних условиях", — сказал специалист в области энергетики Александр Фролов.
По его словам, о перспективах проекта можно говорить с двух точек зрения.
Во-первых, существуют объективные показатели – это состояние имеющейся инфраструктуры и потребности. Потребности растут, а имеющаяся инфраструктура – украинская газотранспортная система – стареет. Значит, нужно строить обходные пути. Часть из них представлена "Северным потоком – 2".
"Значит, он нужен. Тем более, потому что в проекте участвуют крупнейшие европейские компании. В этом смысле перспективы у него прекрасные. Может быть, будет даже построен "Северный поток – 3", – сказал эксперт.
Однако, во-вторых, немалую роль играет "большая политика". "Большая политика, как говорил классик, является "концентрированной экономикой". И "большая политика" наталкивается на то, что европейское экономическое пространство неоднородно, как и политическое", – отметил Фролов.
По его словам, внутри ЕС присутствуют противоборствующие группировки, которые "тянут одеяло на себя". "И хотя костяк ЕС, возглавляемый Германией и Францией, пока еще недостижим в плане влияния по сравнению с другими группировками, через эти группировки при желании можно оказывать влияние на политику ЕС в целом. Одна из них возглавляется Польшей, которую коробит роль просто выдающейся региональной державы – она хочет быть великой. Причины этого могут быть разные, в том числе зависть: а давайте заблокируем "Северный поток – 2", и тогда они прибегут к нам, дадут нам бесплатный газ, вот тогда заживем", – рассказал эксперт.
Для Германии строительство "Северного потока – 2" – поворотный момент в ее статусе как "первой среди равных" держав ЕС, считает Фролов. "Сейчас внутри ЕС существуют два наиболее ликвидных и уважаемых газовых хаба, узла, где происходит торговля газом, – это британский и нидерландский хабы. Но на самом деле их больше двух. В частности, есть свой хаб у Германии, есть у Австрии и далее", – отметил Фролов.
Чем больше газа проходит через хаб, тем большее значение приобретает эта торговая площадка с точки зрения формирования цен на энергоресурсы. Чем больше газа в стране представлено, тем разумнее там формировать цену – потому что газа там много, значит, цена будет более-менее соответствующей балансу спроса и предложения. "Германия становится ключевой точкой в энергетике ЕС, и с этого пьедестала ее невозможно сбить. Она уже взяла на себя роль ведущей промышленной державы, ведущей электрогенерирующей державы, ведущей транзитной державы. Для Германии реализация подобного проекта ни с чем не сравнима", – подчеркнул заместитель генерального директора Института национальной энергетики.
Проект "Северный поток – 2", который пойдет в обход транзитных государств – Украины, Белоруссии, Польши и других стран Восточной Европы – должен связать Россию и Германию. Единственный акционер компании–оператора проекта Nord Stream 2 AG – "Газпром". Европейскими партнерами по проекту являются немецкие Uniper и Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо–голландская Shell. Начало строительства "Северного потока–2" запланировано на лето 2018 года, начало эксплуатации – на 2019 год.