Сотрудников Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) беспокоят "политизированные майки" на музыкантах, а прикрытие рэкета администраторов неплатежеспособности и возможное соучастие в преступных схемах их не беспокоит, пишет Сандрис Точс для DB.
Бывшая заместитель начальника KNAB Юта Стрике была права, когда утверждала, что работа Бюро не имеет смысла. Еще недавно она призывала провести демонстрации в защиту независимости KNAB, а теперь выступает за его ликвидацию и объединение с Полицией безопасности и Бюро по защите Конституции в одно большое учреждение. "Может ли быть, что KNAB превратилось в инструмент ограничения свободы слова и запугивания политических противников? А во времена Стрике он таким не был? Кто же тогда виноват?" – задается вопросом Точс.
Что изменилось после 2016 года, когда Pietiek.com писал о "спруте" Службы государственных доходов (СГД) и финансовой полиции, рисовал схемы во главе с мужем Юты Стрике, военным контрразведчиком Майгурсом Стрикисом? Эти люди ушли на другие должности. Стрикис официально вышел на пенсию, но опрошенные Точсом эксперты единогласно заявляют, что эти личности по-прежнему влияют на многое.
По мнению Точса, после выборов в Сейм Латвии на общественное мнение "будет уже наплевать". Но до того, как сформируют новое правительство, руками старого правительства "семьи" из спецслужб "коронуют" нового руководителя СГД.
"Оборотни в погонах" достигли нового уровня, когда погоны не нужны, потому что на нужных должностях сидят "свои люди", пишет Точс. Есть риск остаться без погон – поэтому нужна "крыша" среди политиков. Если она исчезает, как сейчас, когда уходит "Единство", нужно самим идти в политику, чтобы была новая "крыша". В этом суть процесса.
Может быть, и правда, отмечает Точс, что именно из KNAB постепенно вытесняются люди Стрике и бывший сотрудник БПБК, а теперь –оппозиционный депутат Рижской думы от Новой консервативной партии Юрис Юрашс, но ключевые фигуры никуда не деваются. В KNAB, наверное, больше нет такого смысла, как ранее, когда Юрис Юрашс, возможно, мог взять и продавить свою жену Аллу Юрашу на должность с зарплатой в 4 тыс. евро в принадлежащем управлению Рижского свободного порта предприятии Rīgas Brīvostas flote. "Кто же откажет в такой услуге учреждению, которое годами проверяет твое предприятие? Взятка в форме должности? Такие вопросы по сравнению с измерением рекламных площадей для KNAB вторичны. Юрашcа, вероятно, обыскивать не будут, поэтому Стрике права – KNAB можно ликвидировать", – указывает Точс.
Убийство адвоката и администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса вывело эти схемы "на чистую воду". С момента, когда Юрашс начал заниматься делами СГД, создавая общие опергруппы сотрудников СГД и KNAB, именно это стало его главным "поместьем" – потому что финансово-таможенная полиция СГД "держит за горло" участников контрабандных и налоговых схем.
Здесь находятся одни из самых важных должностей в Латвии – руководство управления налогово-таможенной полиции и управления внутренней безопасности СГД. Бывшая замдиректора управления финансовой полиции Любовь Швецова называет правоохранительный блок СГД "золотой жилой": "Тот, кто сидит на золотой жиле, тот и получает все истинные блага от всех остальных процессов. Он может "менеджировать" оперативным блоком в правоохранительных органах, таможней, потоком налогов и денег". И это – Юрис Юраш, на чьих людей указывают источники в структурных схемах.
Многие источники называют одни и те же фамилии. Для начала, это заместитель директора управления налоговой и таможенной полиции Янис Боровикс, также бывший коллега и близкий знакомый Юты Стрике. Второй заместитель директора Мартиньш Калниньш тоже связан с Юрашсом. Руководителя службы внутренней безопасности СГД Наталию Долгову также называют человеком Юрашса. "Человеком Юрашса" считается и приятель мужа Даны Рейзниеце-Озолы Эдийс Цейпе, который недавно ушел из руководства финансовой полиции в руководство департамента координации борьбы с теневой экономикой Минфина, где рисует ценные таблицы актуальных уголовных процессов в финансово-таможенной полиции, указывает Точс.
Новый руководитель СГД должен будет обеспечивать стабильность поставленных на должности "своих людей" на общей "золотой жиле", которую стерегут "оборотни в погонах".