Один из крупнейших латвийских банков – ABLV – под давлением Министерства финансов США был вынужден ликвидироваться. Аналогичная участь, скорее всего, ожидает и некоторые другие банки.
"Вашингтонский обком" решил поучить латвийское руководство и финансовую систему вести себя прилично и показать, кто в доме хозяин. При этом, с моей точки зрения, немножко отрывая то, что называлось лимитрофы, от основного "брюссельского обкома". Поэтому Латвии придется выбирать", – сказал Юргенс.
По его мнению, удивляет то, как американцы начали действовать в отношении ряда латвийских банков – двойные стандарты налицо. "И смысл их [действий], с моей точки зрения, такой: вы, малые страны – Латвия, Литва, Эстония, в какой-то мере Словения и ряд других стран, все-таки ориентируйтесь на нас, на США, потому что мы недовольны политикой Брюсселя", – отметил Юргенс. Эти действия – демонстрация того, что должны делать малые страны Европы в настоящий момент для ослабления создающегося Берлином и Брюсселем антиамериканского объединения, считает он.
Хотя Латвия не успела избавиться от денег нерезидентов до того, как претензии предъявили США, прибалтийская республика смогла "вовремя" частично избавиться от программы ВНЖ – до того, как такое требование выдвинула Еврокомиссия.
Еврокомиссия планирует сократить число выдаваемых странами-членами ЕС в обмен на инвестиции или покупку недвижимости паспортов и видов на жительство гражданам третьих стран. Соответствующие директивы будут опубликованы уже этой осенью, сообщила еврокомиссар Вера Юрова, передает Die Welt.
Юрова опасается, что так называемые золотые документы могут использоваться для отмывания денег и подрыва безопасности Евросоюза.
"Нам не нужны троянские кони в Евросоюзе. Некоторые страны-участницы должны делать больше для того, чтобы гражданством не наделялись преступники", – сказала она.
Латвия уже практически закрыла программу ВНЖ, которая могла бы приносить республике ежегодно порядка 60 млн евро.
До 2014 года программа ВНЖ считалась лучшей среди европейских аналогичных программ. С 2010 года ежегодно количество инвесторов увеличивалось на 80% и уже в 2014 году достигло 2532 человек. Ценовой барьер для получения ВНЖ в обмен на инвестиции в недвижимость составлял 140 тыс. евро для Риги и 70 тыс. евро для регионов. Практически все заявки на получение ВНЖ рассматривались быстро и имели положительный результат. Но в 2014 году наступил перелом. Барьер инвестиций повысили до 250 тысяч – одновременно рубль ослаб по отношению к евро.
Латвийские политики вдруг объявили, что программа ВНЖ представляет собой угрозу национальной безопасности республики и общественному порядку. В 2017 году спрос на получение ВНЖ в Латвии в обмен на инвестиции оказался необычайно мал – настолько, что руководитель отдела миграции Управления по делам гражданства и миграции Илзе Бриеде заявила, что программу можно "считать закрытой".