Согласно подсчетам, налицо не просто отсутствие денег на дополнительные расходы – придется снижать и нынешние затраты. Ответственные должностные лица избегают разговоров на эту тему, сообщает передача "Panorāma" Латвийского телевидения.
Увеличение зарплат медиков, учителей и работников судебной системы было обещано еще в прошлом году при создании бюджета этого года. Министерства подписали договоренности с профсоюзами по планам увеличения зарплат на 2018 год и в дальнейшем.
Несколько решений Конституционного суда, например, о зарплатах судей или честной оплате сверхурочных медиков, вынудили правительство действовать. Несмотря на то, что правительство планирует бюджет на три года вперед, финансирование на увеличение зарплат запланировали только на этот год. Сейчас министерства просят дополнительных денег на будущие повышения.
Больше всего средств требуется на увеличение зарплат лечебного персонала – 103,6 млн евро. Министерство юстиции просит на зарплаты прокуроров, судей и работников судебных систем 30,6 млн, а Министерство образования и науки – 9 млн.
Видимо, для латвийского правительства важнее увеличение расходов на оборону и НАТО, нежели выделение пресловутых 2% ВВП на то же здравоохранение или образование.
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич и вовсе утверждал, что двух процентов мало, нужно минимум 2,5%. На данный момент Латвия – одна из немногих стран НАТО, которые в этом году планируют потратить 2% на оборону.
"Зачем Латвии выделять четыре процента от ВПП на обеспечение обороны, если в государстве страдает здравоохранение?" – удивлялся в эфире радио Baltkom председатель Латвийского профсоюза работников здравоохранения и социального ухода Валдис Керис.
"Давайте будем соблюдать правила игры. Для участия в НАТО необходимо направлять на оборону два процента от ВВП. И коль в этом клубе существует такое правило, то оно должно выполняться. Но не надо забывать, что не менее важным являются как минимум четыре процента и для здравоохранения. Мы сейчас фактически угасаем. В прошлом году Латвия находилась на третьем месте по уменьшению численности населения в ЕС. Зачем нам оборона, если мы сами себя постепенно направляем на вымирание? Это нонсенс", – говорил Керис.