Геополитика влияет на каждую латвийскую семью, например, определяя, сколько денег в кошельках у людей и что они едят на завтрак. От геополитических процессов невозможно скрыться, делится Марис Краутманис мнением в материале для Neatkarīgā Rīta Avīze.
Проблема Латвии – в нехватке анализа и прогнозов международных процессов. Есть Министерство иностранных дел, но того, что оно делает, не хватает. Глава МИД Эдгар Ринкевич разъезжает по миру вместе со своим советником, периодически навещая Латвию. Но в истории он останется тем, кто запретил въезд в республику трем российским певцам, уничтожив тем самым традиционный музыкальный фестиваль "Новая волна" в Юрмале.
Что от этого получила Латвия, если не считать больших убытков в сфере туризма?
Складывается впечатление, отмечает Краутманис, что МИД, а вместе с ним и вся страна, плывет по геополитическому морю без карты и компаса. Иногда случайные советчики что-то подскажут, иногда сам министр, основываясь на мимолетном эмоциональном импульсе, примет необдуманное решение. Так складывается латвийская внешняя политика.
Раньше было проще – необходима была ориентация на Брюссель и НАТО. Теперь координаты Брюсселя и Вашингтона уже не те, они постоянно меняются. В предвыборных программах влиятельных латвийских партий о внешней политике звучат гладкие и правильные фразы об ориентации на западные ценности, НАТО и ЕС, но эта схема меркнет, когда Трамп высказывается, что НАТО, может, и не нужно, а ЕС – странное образование с точки зрения США. Лидеры больших стран ЕС осуждают любые действия РФ и одновременно сотрудничают с Россией в выгодных проектах покупки сырья.
У Латвии своих интересов нет, что ли?
Латвия старается добиться практических результатов в защите своих граждан в отдельных значимых для страны случаях. Например, Норвегия арестовала латвийский корабль и не позволяет рыбакам ловить снежных крабов в международных водах. Кыргызстан не соблюдает решение международного суда, не отдавая деньги коммерческому банку латвийского бизнесмена Валерия Белоконя. На Украине суд наложил арест на имущество председателя правления Рижской судоверфи Валерия Мельника за то, что в 2011 году завод изготовил и поставил Украине нефтяную платформу, которая позже стала поводом для взаимных обвинений генерального прокурора Юрия Луценко и президента Петро Порошенко. Еще один бредовый случай, когда в другой стране борются между собой внутриполитические кланы, а незаслуженно страдает латвийское предприятие, пишет публицист.
МИД не может взять на себя риски бизнесменов и знать заранее, в каком конце света что-то может пойти не так. Тем не менее, то, что делается – это полумеры, без должной энергии и без результата.
Членство в Евросоюзе – это прекрасный козырь в такой работе. В конфликтах с теми странами, которые не входят в ЕС, можно использовать статус Латвии – жаловаться в суд, угрожать не лоббировать интересы обидчиков в Европе.
МИД же взял из бюджета на непредвиденные случаи 38 тысяч евро, чтобы было что есть приближенной к "Новому Единству" соросовской организации Providus. Деньги уже, скорее всего, распределены на опросы и дискуссии с обществом о будущем Европы. Будущее Европы от этого яснее не становится, но зарплаты псевдоисследователям выплачиваются. А какой-нибудь корабельный сварщик, рыбак и банковский кассир остаются без зарплаты, заключает Краутманис.