BALTNEWS, 24 авг. Самолет ВВС Испании, находящийся в Эстонии в рамках миссии воздушного патрулирования НАТО, во время полета по ошибке запустил ракету класса "воздух-воздух". Если бы ракета полетала на восток, она могла оказаться "по ту сторону Чудского озера на территории Российской Федерации", сообщили в ВВС Эстонии.
Могло быть и хуже, отмечает Пайдерс. 4 октября 2001 года украинские вооруженные силы случайно сбили над нейтральными водами Черного моря самолет Siberia Airlines, летевший по рейсу Тель-Авив – Иркутск. Тогда все пассажиры и команда – 78 человек – погибли.
Как оценивать эти инциденты? Cлучай с испанской ракетой – не первое происшествие. В начале июня стрельба из боевых орудий на учениях НАТО в очень сухую и жаркую погоду вызвала на Адажском полигоне лесной пожар, который, чтобы не мешать учениям, не тушили, потому что его было трудно локализовать. Полностью выгорело 140 гектаров хорошего леса, а также 260 гектаров саженцев.
Не надо считать солдат НАТО полубогами, призывает Пайдерс. Они такие же люди. У них тоже есть недостатки – они могут быть уставшими и невнимательными. Они могут ошибаться и что-то путать. Везде, где есть взрывчатка, стрелковое оружие и крупные механизмы, случаются инциденты. Случаются происшествия с тяжелыми или даже катастрофическими последствиями. Полностью от них избавиться нельзя. Пока армии комплектуются из живых людей, а не из идеальных и не ошибающихся роботов, разные инциденты будут неприятным результатом присутствия армии и военных структур, указывает автор.
Если Латвия и другие прибалтийские республики выбрали гарантом безопасности регулярное проведение на своей территории военных учений, то необходимо свыкнуться с их неприятной стороной – различными инцидентами, которые могут заканчиваться и летальными последствиями для военных или гражданских лиц.
Выбор часто проводить маневры был политическим. Тем, кто отвечает за безопасность Латвии, надо взять на себя ответственность за политический выбор и все возможные будущие риски. Но есть и альтернатива – избрать для поддержания боеготовности армии другую стратегию, с меньшим числом учений. Так можно пропорционально снизить число инцидентов, считает Пайдерс.