BALTNEWS, 27 авг. Главное управление криминальной полиции Госполиции по заявлению ликвидируемого ABLV Bank в августе начало процесс о сознательном распространении недостоверных сведений о ситуации в финансовом секторе Латвии, сообщает LETA со ссылкой на начальника Госполиции Интса Кюзиса. По его словам, в заявлении содержится ряд фактов, которые нельзя проверить без уголовного процесса.
Руководитель по общественным отношениям ABLV Bank Артур Эглитис сказал агентству LETA, что уголовный процесс начат по заявлению банка от 14 февраля, в котором он просит расследовать распространение не соответствующих действительности заявлений о банке и латвийской финансовой системе.
Поскольку у банка отсутствовали и отсутствуют права, полномочия и процессуальные возможности, чтобы опровергнуть лживые утверждения, ABLV Bank обратился в полицию. Там уже смогут всесторонне и детально проверить информацию, прозвучавшую в феврале.
В ABLV Bank считают сообщения американской службы по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) о банке и о латвийской финансовой системе в целом ложными. Также в банке отмечают, что не была учтена важная информация о работе банка по борьбе с легализацией незаконно нажитых средств. FinCEN введен в заблуждение, подчеркивает ABLV Bank.
Ситуация с ABLV – не первый международный финансовый скандал с участием латвийских банков.
Латвийские банки обвиняли в участии в похищении 1 млрд долларов из финансовой системы Молдавии, в переводе 20 млрд долларов незаконной наличности из России с 2010 по 2014 года и в помощи, оказанной скандинавской телекоммуникационной компании в даче взяток. В 2016 году, когда банк Trasta был закрыт из-за обвинений в отмывании денег, латвийский филиал банка Privatbank AS получил штраф в 2 млн евро за участие в молдавской схеме. В прошлом году сразу пять банков согласились заплатить штрафы за то, что не собрали достаточно информации о сделках и бенефициарах в сделках, связанных с Северной Кореей.Это не считая ситуации с ABLV.
Через финансовую систему небольшой по территории Латвии проходил один процент от всех долларовых сделок в мире, а непрозрачность банковского сектора не давала возможность следить за капиталами, идущими через балтийскую республику.
Это послужило причиной тому, чтобы еще осенью 2015 года представителей Сейма Айнара Латковскиса и Солвиту Аболтиню вызвали на неприятный разговор в Вашингтон. Тогда замглавы американского Минфина Даниэль Глассер сообщил латвийской стороне, что им "необходимо контролировать свои банки". То же повторили и Госдепартамент, и посольство США в Риге. Но такого рода предупреждений было мало – из-за этого и была организована атака на ABLV, изменившая финансовое законодательство.
Латвия продолжала ждать отмашек из-за океана. Тогда на вопрос, не возражают ли США против планов банка ABLV по самоликвидации, премьер-министр Латвии Марис Кучинскис заявил, что Латвия будет согласовывать этот процесс с американскими учреждениями, потому что так было обещано. Итог: один из крупнейших латвийских банков – ABLV – под давлением Министерства финансов США был вынужден ликвидироваться.
Атака на ABLV банк – своего рода вердикт для официальной Риги: "Регулировать свою банковскую систему без нашей внешней поддержки вы не можете". Вопрос о независимости Латвии в собственных финансовых делах после этого отпадает. Закрытие ABLV Bank стало заметным репутационным ударом для банковской системы Латвии.