BALTNEWS, 29 авг. Запрет обучения в частных вузах на русском языке – это не политическое, а экономическое решение, за которым стоят расчеты, заявил министр образования Карлис Шадурскис.
"Для того, чтобы дать вузам больше свободы, чтобы они сами определяли на каком языке учить студентов, нужно сначала повысить качество нашего образования. Не будем скрывать, что у нас есть хорошие вузы с хорошей системой качества, а есть "шарашкины конторы", которым важно только продать диплом", – приводит слова министра Dienas Bizness.
"Я вам сейчас не скажу конкретные цифры экономического эффекта от запрета обучения на русском языке в вузах, но сальдо мы оценили положительно, – пояснил свою мысль министр. – Как вы помните, до этого было принято аналогичное решение для начального и среднего образования. Потом Сейм принял закон, который уравнял в языковом плане государственные и частные вузы. И это совершенно правильное решение. У нас очень широкие возможности для обучения на языках ЕС".
Конкретные цифры уже назывались ранее – и положительными их назвать сложно. "Если мы откажемся от приема студентов, которые хотят учиться на русском языке, я считаю, что Латвия будет терять от двух до трех тысяч студентов в год", – отмечал вице-ректор Рижской международной школы экономики и делового администрирования Игорь Граурс в интервью Латвийскому радио.
Он сослался на исследование, проведенное центром Certus, в котором говорится, что каждый иностранный студент вносит в бюджет Латвии около 27 тыс. евро.
"Позвольте мне посчитать за вас: 2000 студентов означает минус 54 миллиона евро для латвийской экономики", – сказал Граус.
В частных вузах Латвии в 2017-2018 годах обучались 15 439 студентов. Обучение на русском языке практически полностью составляют платные программы. На русскоязычных потоках учится примерно треть студентов.
Помимо прямых убытков, запрет на русскоязычное образование в частном секторе влечет и косвенные потери. Например, минус 600 рабочих мест, если основываться на утверждениях Certus, что каждые 10 студентов дают стране 2,7 рабочих места. При учете зарплаты в 1000 евро – получается минус еще 600 тысяч евро в месяц, то есть 7 млн евро в год.