Жертвами атаки террористов на США 11 сентября 2001-го стали почти три тысячи человек. Эта трагедия потрясла не только США, но и весь мир. В тот день 19 смертников смогли пройти на борт четырех самолетов, два из которых врезались в 110-этажные башни-близнецы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, третий упал на здание министерства обороны США в Вашингтоне, а четвертый рухнул в 80 милях от города Питтсбурга.
Личности террористов были установлены – это были граждане Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта и Ливана, связанные с запрещенной в РФ террористической организацией "Аль-Каида". Все они легально находились на территории Соединенных Штатов, некоторые прошли обучение в американских летных школах.
"После того, как самолет врезался в первую башню, я побежал во вторую. Когда я подошел к ее входу, то услышал шум второго самолета. Я медленно повернулся. Все было как в замедленной съемке. На моих глазах большой серый самолет с бешеной скоростью влетает в здание. Это трудно представить, если не видел своими глазами. Он врезался в башню у меня над головой, раздались взрывы, появились громадные огненные облака, меня отбросило назад. Я выжил только с божьей помощью", – рассказал выживший при нападении Рик Десантис RT.
Он вернулся в здание ВТЦ, чтобы помочь другим выжившим.
"Внутри творился хаос, – говорит Десантис. – Я помогал уносить раненых. Потом начали падать обломки, люди выпрыгивали из окон. Я видел молодого сотрудника полиции. Он был в состоянии шока и не мог пошевелиться. Он не мигая смотрел на дыру, оставленную самолетом во второй башне".
"Смотрю: летит самолет. Удивилась, почему так низко. И через секунду он плавно-плавно врезается в первую башню. Первой моей мыслью было: снимают фильм, и это какой-то невероятный спецэффект. Я стою с чашкой кофе у окна, в голове полный сумбур. Пламени в небоскребе видно не было, только огромный столб пыли. Чувствую, как сзади меня собирается толпа, поднимается ропот. Где-то минут 15 мы все стояли как завороженные. И тут еще один самолет врезается во вторую башню. Началась паника, все вокруг забегали, а я стою у окна, будто прилипла. Держу эту несчастную чашечку кофе, из которой не отпила ни глотка", – рассказала ТАСС находившаяся рядом с местом трагедии Джоан Стюарт.
По ее словам, для Америки, которая никогда на своей территории в современной истории не воевала, это был "удар ниже пояса".
"Запомнился растерянный рефрен, звучавший в эфире разных новостных радиостанций: "Ну как же так? Ведь денек-то какой погожий…" – вспоминал Андрей Шитов, шеф бюро ТАСС в Вашингтоне.
"Я видел, как люди выпрыгивали из окон. Когда я увидел это, то подумал о том, какой абсолютный ужас и беспомощность ощущали эти люди, я думал о том, через какие муки они прошли, чтобы решиться на подобное. Это разбивало мне сердце. Люди казались такими ничтожными в сравнении с этой исполинской башней. Вообще масштаб происходящего казался таким странным… Я не могу сказать, что это было подобно взрыву атомной бомбы, но люди казались ничтожными и бессильными", – приводит ТАСС слова продюсера Fox News Джонатана Вахтела.
"Люди выпрыгивали из окон, и были слышны удары тел о землю", – вспоминал пожарный Эдвард Кэчиа.
Годовщина этих событий не перестает вынуждать историков и политологов спорить о том, что же это было на самом деле. Теракт? Или же запланированная провокация спецслужб самих США?
Число сторонников теории о том, что 9/11 было лишь постановкой, растет.
"Я многократно просматривал записи "атаки" на башни в Нью-Йорке и не увидел там никаких самолетов. Все эти взрывы, дым, огонь – это откровенная бутафория, пиротехника. Американцам удалось убедить мир в том, что 9 сентября произошли теракты только потому, что ни разу в истории никто не проворачивал провокацию подобного масштаба и подобной же наглости. По сути, мир оказался загипнотизирован этой постановкой, поверил в реальность тех событий", – отметил профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев в разговоре с "Ридусом".
Зачем Вашингтон устроил такую провокацию? "Все очень просто. Иначе у США не было бы оснований устроить столь же масштабную "чистку глобуса" от неугодных Вашингтону режимов. "Нападение на Америку" же выглядело столь легитимным поводом для такой чистки, что даже Россия на какой-то короткий период проявила сочувствие и солидарность с США. К тому же Москва тогда была завязана в войне с чеченскими сепаратистами, и война с международным терроризмом, которую объявил Вашингтон, еще больше легитимизировала войну с сепаратизмом, которую вел российский федеральный центр", – утверждает Матвейчев.
По мнению члена думского комитета по международным делам Адальби Шхагошева, которым он поделился в беседе с RT, 11 сентября – наиболее явный пример в мировой практике, когда терроризм "продемонстрировал, что он не знает ни географических, ни политических, ни идеологических границ". Ошибки были совершены и после этого теракта. Политика Соединенных Штатов привела к тому, что международный терроризм лишь разрастался – этому способствовала в том числе и политика по смене режимов в ближневосточных странах.