Война в Сирии – одна из крупнейших катастроф человечества со времен Второй мировой. В то же время этот конфликт – фатальный симптом того, как старый мировой порядок меняется под напором новой глобальной тенденции – "сириизации", пишет для Svenska Dagbladet Рольф Густавсон.
Старые дипломатические механизмы перестали работать при решении конфликтов. Война в Сирии показала, что у международного сообщества и его институтов не хватило возможностей для предотвращения трагедии.
Началось все с восстания местного значения, а превратилось в крупный международный конфликт с участием целого ряда игроков. Инструменты ООН оказались блокированы. Политически – при помощи вето в Совбезе, дипломатически – различные игроки не давали работать миротворцам. Женевская конвенция и права человека потеряли свое значение.
В конфликте приняли участие иностранные игроки, в том числе Россия, Иран, Турция и США. Это привело к созданию противоречивых альянсов, как например, в случае Турции, которая оказалась в оппозиции к Вашингтону, поддерживающего курдские группировки, не пользующиеся любовью у Анкары. Подобные противоречия и альянсы создают сложную и подчас хаотичную картину.
Война в Сирии подорвала веру в волю и возможности мирового сообщества вмешиваться в ситуацию. Появившийся на Западе после Второй мировой либерально-дипломатический порядок, предстал беспомощным перед лицом насилия. В том числе это касается и Евросоюза – его усилия будут востребованы во время послевоенного восстановления страны.