На Ратушной площади – возле Дома Черноголовых – на мостовой вмонтирована неприметная плита, которую пешеходы часто принимают за крышку обычного канализационного люка. На самом деле это памятник первой новогодней елке Европы. На нем есть надпись, продублированная на нескольких языках, о том, что на этом самом месте еще в 1510 году стояла первая новогодняя елка – причем не только в Латвии, но и во всей Европе.
Братство Черноголовых играло немаловажную роль как в экономической, так и в общественной жизни Риги. Члены братства устраивали концерты, благотворительные акции, отмечали праздники. В 1510 году они направились в лес выбирать самую большую ель – но вовсе не для того, чтобы ее установить. Тогда на берегу Даугавы было принято сжигать бревно, Черноголовые решили дополнить традицию и сжечь ель.
Пока они решали, где именно сжигать дерево, чтобы не запалить стоящие рядом деревянные дома, местные дети заметили лежащую на земле ель и принялись ее украшать сушеными цветами и ягодами, цветными нитками, деревянными поделками. Вечером елку в игрушках и гирляндах заметили купцы. Выглядела она сказочно – благодаря инею и лунному свету. Тогда родилась идея не уничтожать дерево, а установить его в центре города.
О первой елке свидетельствуют не только документы братства Черноголовых − "Ливонская хроника" XVI столетия Бальтазара Русова, о ней рассказывает и известный немецкий публицист Гарлиб Меркель.