Спустя почти год переговоров члены Евросоюза смогли согласовать проект Газовой директивы.
"Фактически появится правовая броня, защищающая "Северный поток–2", – объяснил в беседе с Rzeczpospolita аналитик варшавского Центра восточных исследований Шимон Кардась (Szymon Kardaś). По его словам, по сравнению с исходным вариантом окончательный текст Директивы стал настолько слаб, что ситуация может лишь осложниться. Если раньше можно было критиковать "Северный поток–2" и говорить, что его строительство ведется вне правового поля ЕС, то сейчас российский газопровод получит европейский "пропуск", но на самом деле все решения будет принимать одобряющий проект Берлин.
На морском отрезке европейское законодательство будет распространяться на газопровод только в территориальных водах Германии, но уже не выступающей против инвестиций Дании. Как именно будет работать европейское законодательство в этом случае, будет решать именно немецкий регулятор.
"Северный поток–2", таким образом, получит иммунитет, но Польша и страны-противники проекта согласились принять директиву. Зачем?
"Важнее всего было "сделать пас" Европарламенту. Решение о выдаче мандата на переговоры по Директиве выгодно со стратегической точки зрения: оно позволит начать диалог с Европарламентом, который в большей степени поддерживает нашу позицию, чем Совет ЕС", – отмечает заместитель главы МИД Польши Конрад Шиманьский (Konrad Szymański).
Как бы то ни было, уже предельно ясно, что строительство "Северного потока–2" неизбежно.
Министр экономики Германии Петер Альтмайер безоговорочно поддержал проект "Северный поток–2". В интервью Die Welt политик из партии ХДС заявил: "Прежде всего, каждая страна свободна выбирать, с кем поддерживать экономические и торговые отношения, которые она считает правильными. "Северный поток–2" – это, прежде всего, частный проект, на реализацию которого многие страны уже дали свое согласие".
По его словам, Евросоюз, приняв директиву, показал, что способен действовать сплоченно. В ответ на обвинения США в том, что Берлин ставит себя в зависимость от Москвы, поддерживая энергопроект, Альтмайер подчеркнул, что Германия "никогда не поддавалась шантажу".