Генеральная прокуратура Латвии не нашла в деле Гербертса Цукурса состава преступления. Следствие велось с 2006 года по статье 71 Уголовного закона Латвии – "геноцид". Теперь родственники летчика вправе вновь побороться за то, чтобы Цукурс был перезахоронен на Братском кладбище в Риге, пишет la.lv.
"В действиях Гербертса Цукурса не обнаружен предусмотренный статьей 71 УЗ состав преступного деяния, а также в ходе уголовного процесса не было установлено ни одной конкретной персоны или живого человека, в связи с действиями которого и его возможным участием в какой-либо акции по массовому уничтожению людей еврейской национальности было бы основание или необходимость вести дальнейшее расследование", – говорится в заключении прокурора отдела по особо важным делам Генпрокуратуры Монвида Зелча.
В прокуратуре отмечают, что "оценили дело так, насколько хорошо это можно было сделать спустя 80 лет", пишет Sputnik Латвия. Так, в ходе рассмотрения дела прокуратура делала международные запросы. Однако материалы поступали без описаний и необходимых пояснений, отмечают в прокуратуре. По уголовно-процессуальному закону Латвии такие поверхностные материалы не могут приниматься в качестве доказательств.
"Они нам отправили множество материалов, выписок, показаний, как можно понять, из архива ФСБ России. Эти документы без какого-либо объяснения, из какого дела взяты, без описаний, без объяснений, в какой связи были приготовлены. Протоколы допроса без подписей, в виде копий – мягко говоря, такие странные", – говорит прокурор.
Израиль, где Цукурс жил вместе с семьей, не давал никакого ответа на запросы о правовой помощи. На этом основании прокуратура решила, что в деле "нет ничего такого, что можно было бы инкриминировать Цукурсу", сказал Зелч.
Спорное дело
В 1941 году, после оккупации Риги нацистами, Гербертс Цукурс добровольно вступил в карательную команду Виктора Арайса, которая принимала участие в убийстве жителей Рижского гетто и других подобных акциях. Вопрос о перезахоронении Цукурса был поднят в 2011 году. Однако комиссия историков при президенте Латвии порекомендовала этого не делать – с моральной точки зрения это нежелательно.
Свидетельствует ли факт участия в команде Арайса как таковой о преступлении? "Нет, это нельзя автоматически трактовать как преступление. Должно быть конкретное, доказанное деяние", – заявил прокурор Зелчс.
Дочь Цукурса Антинеа Долорес Цукурс-Ризото расценила закрытие дела как свидетельство того, что моральных препятствий для перезахоронения отца на Братском кладбище больше не осталось.
Однако директор Агентства по памятникам Гунтис Гайлитис сказал, что начать работать можно только после того, как будут изучены все обстоятельства дела Цукурса.
"Такие дела мы рассматриваем очень скрупулезно. С такими, как кавалер военного ордена Лачплесиса Янис Лавениекс, как Рудольфс Бангерскис или Вилнис Янумс, все ясно. Дело Цукурса мы пока не изучали", – отметил Гунтис Гайлитис в разговоре с журналистами.
Дочь Цукурса уже высказывала намерение перезахоронить его на Братском кладбище в Риге. На ее стороне выступили Военный музей, Национальное авиационное общество, Комитет Братского кладбища и Объединение офицеров. Против высказались президентская комиссия историков и мэр Риги.
Для захоронения на Братском кладбище есть формальные основания: в 1920-е годы он участвовал в боях с большевиками, что дает ему статус "борца за независимость Латвии", а позднее стал известен как авиатор.
Цукурс считается соучастником убийств 25 тысяч евреев во время нацистской оккупации. В 1965 году в Уругвае он был убит агентами израильской спецслужбы Моссад. По официальной версии израильской спецслужбы, офицер расстрельной команды SD Цукурс был выслежен в Уругвае чудом уцелевшим евреем рижского гетто, в котором он потерял всю семью.
Попытки медиализировать образ карателя в Латвии уже предпринимались. Так, в 2014 году был поставлен мюзикл под названием "Цукурс. Гербертс Цукурс". Театральную постановку осудили не только еврейские организации, но и глава МИД самой Латвии, пишет НТВ.