Риск нищеты в Латвии возрастает с каждым годом, а социальная политика страны была забракована Еврокомиссией. Латвийский публицист Марис Краутманис в Neatkarīgā Rīta Avīze размышляет о последствиях налоговой реформы.
"Как бы сказали французы, это "кошмар" (cauchemar) или бред. Французы в такой момент выходят на улицы. Хорошо, что латыши не французы и как-то пересиливают гнев и унижение", – отмечает публицист.
Самые сердитые могут просто уехать, пока Великобритания еще не окончательно вышла из ЕС.
Министр финансов Дана Рейзниеце-Озола назвала "подарком к столетию Латвии" налоговую реформу. С ней жители страны столкнулись, когда увидели письма от Службы госдоходов (СГД), что у них есть долг перед государством, о котором те и не догадывались.
СГД не виновата в таком "сюрпризе", ведь она только технический исполнитель решений правительства, заметил публицист.
"Человек и так уже каждый день ощущает на своей шкуре разнообразный прессинг и стресс. Цены и расходы постоянно растут. Куда ни повернись, всюду есть возможность вляпаться в какие-то неприятности, штрафы и долги", – отмечает автор.
На волне всех нововведений в налоговой сфере людям придется освоить бухгалтерию, юриспруденцию и компьютер – просто для того, чтобы "спать спокойно" и знать, что ты ничего не должен государству. Должником может стать любой: как человек, работающий на двух работах, так и школьник, который устроился на подработку летом, иронизирует Краутманис.
Дошло до того, что инвалид первой группы, лишенный возможности передвигаться, оказался должен государству за 2018 год почти 300 евро, пишет Mixnews.lv. С возмущенным вопросом к Службе госдоходов и автору налоговой реформы Дане Рейзниеце Озоле о том, как такая ситуация могла произойти, обратилась дочь должника.
"Лежачий парализованный инвалид первой группы должен государству за 18 год 294 евро и 18 центов. Очень хочется посмотреть в глаза Дане-Шахматистке и пожелать ей много хорошего. И ей, и ее детям. Очень много", – пишет женщина.
Французы в таких случаях выходят на улицы, но латыши делать этого не будут – они пересиливают "гнев и унижение". Вдобавок у жителей страны есть возможность для "выхлопа" – и при наличии выбора они скорее предпочтут уехать.
Налоговая реформа, напоминает публицист, была введена, чтобы повысить конкурентоспособность Латвии.
"До нее годами вообще ничего не реформировалось, налоговую систему без конца дергали и латали, в итоге она напоминала нищенскую одежду", – утверждает автор.
Тут возникает новая проблема – из-за дифференцированной ставки подоходного налога с населения возник "нынешний хаос". Из-за разрушающих реформ в нынешний избирательный период свои голоса потерял Союз "зеленых" и крестьян.
"Ну, не нравится избирателям, когда дела, очевидно, идут вкривь, а политики только улыбаются и утверждают, что все замечательно", – иронизирует Марис Краутманис.
Еврокомиссия также не может сказать ни единого доброго слова про латвийскую налоговую реформу. Для получателей низких зарплат налоги не снизились. Латвийская социальная политика в ежегодном отчете Еврокомиссии забракована, пропасть неравенства растет, а риск нищеты, как ужасная яма, тоже только расширяется.
Теперь перед правительством Кариньша стоит тяжелая задача – разрешить последствия реформ, реализованных предыдущим правительством.